МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар по общему и историческому языкознанию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильПрикладная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ПФ-4-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 202
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 8
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18,5 19 15 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 18 18 32 32 86 86
Сам. работа 54 54 90 90 18 18 40 40 202 202
Итого 72 72 108 108 36 36 72 72 288 288

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар по общему и историческому языкознанию

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель спецсеминара - обучение студентов методам и приёмам, используемым в лингвистических и литературоведческих исследованиях.
Задачи спецсеминара:
1. Ввести студентов в проблематику спецсеминара;
2. Помочь в разработке конкретных тем, связанных с проблематикой спецсеминара;
3. Обучить студентов методике написания и правилам оформления научного доклада, курсовой и выпускной квалификационной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов
ПК-9 владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов
ПК-10 владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. стандартные методики создания, доработки и обработки различных типов текстов, в том числе созданных на основе перевода

навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по изучаемой тематике, в том числе и на основе перевода текстов с иностранного и на иностранный язык
3.2.Уметь:
3.2.1. на основе существующих методик дорабатывать и обрабатывать (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различные типы текстов, в том числе и переведенные с иностранного и на иностранный язык
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по изучаемой тематике, в том числе и на основе перевода текстов с иностранного и на иностранный язык

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Создание библиографии по теме предполагаемого исследования
1.1. Библиографический поиск по выбранной научной проблеме Практические 5 4 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Библиографический поиск по выбранной научной проблеме Сам. работа 5 20 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Написание реферата по теме исследования
2.1. Конспектирование, перевод и реферирование источников Практические 5 6 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Написание курсовой работы Сам. работа 5 34 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Составление реферата Практические 5 4 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Выступления участников семинара с рефератом по выбранной теме Практические 5 4 ПК-8, ПК-9 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Сбор фактического материала
3.1. Экпериментальное, полевое, библиографическое и др. исследование Практические 6 18 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Написание курсовой работы Сам. работа 6 90 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Первичное описание, систематизация материала Практические 7 18 ПК-8, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Первичное описание, систематизация материала Сам. работа 7 18 ПК-8, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Анализ фактического материала
4.1. Разработка методики исследования Практические 8 18 ПК-8, ПК-9 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Написание развернутого плана выпускной квалификационной работы Сам. работа 8 20 ПК-8, ПК-9 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Перевод научных источников и использование их в работе Практические 8 14 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Написание выпускной квалификационной работы Сам. работа 8 20 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие М.: Флинта, 2009
Л2.2 Эко У. Как написать дипломную работу: учебное пособие М.: Книжный Дом Университет, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э2 www.google.ru – Поисковая система google
Э3 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э4 www.rhetor.ru – Российская риторическая ассоциация (РРА)
Э5 www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»
Э6 www.philol.msu.ru/faculty/umo - Совет по филологии УМО по классическому университетскому образованию
Э7 http://ralk.info – Российская ассоциация лингвистов -когнитологов
Э8 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э9 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э10 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э11 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э12 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э13 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Поисковая система google - www.google.ru
Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461
Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе самостоятельной работы, осуществляемой как в рамках аудиторных занятий (практических), так и в ходе внеаудиторной работы, обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:
В процессе самостоятельной работы, осуществляемой как в рамках аудиторных занятий (практических), так и в ходе внеаудиторной работы, обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:
выборка информации из разнообразных источников, анализ и осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения по теме исследования;
составление плана исследовательской работы, оформление гипотезы исследования, определение целей и задач работы, обоснование выбора методов исследования;
отбор литературы для создания теоретико-методологической базы исследования;
перевод, аннотирование, реферирование научных источников по теме исследования;
лингвистический анализ и его особенности;
языковой материал как объект лингвистического анализа,
разработка заданий к экспериментам разной направленности;
рецензирование обучающимися докладов друг друга;
выполнение курсовых работ по русскому языку;
публичная защита курсовой работы.