МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль1, 2)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 44 44
Практические 30 30 34 34 64 64
Сам. работа 20 20 25 25 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, Волкова Т.Г.;преп, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд.психол. наук, доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль1, 2)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, к.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, к.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

Задачи:
- Познакомить студентов с основными (ведущими ) общепсихологическими направлениями в отечественной и зарубежной психологии;
- Дать представление студентам об основных проблемах современной психологии, интерпретируемых с различных теоретико-методологических позиций;
- Проанализировать структуру современной общей психологии, провести общепсихологический анализ психологических явлений: психических процессов, психологических состояний, психологических свойств личности;
- Познакомить студентов с общепсихологическими закономерностями, особенностями онтогенетического развития человека;
- Рассмотреть базовые проблемы развития психологии на совремнном этапе и в ее будущем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.52

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью выявлять актуальные психологические возможности (психологические ресурсы), необходимые для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач
ПК-19 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования
ПК-20 способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования
ПК-25 способностью осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;актуальные психологические возможности, необходимые для выполнения конкретных профессиональных задач;
способы осуществления постановки проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования; методы и процедуры, используемые для анализа и обработки научно-психологической информации; основные проблемы педагогической психологии, закономерности воспитательного воздействия на интеллектуальное и психосоциальное развитие обучаемого.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять актуальные психологические ресурсы для эффективности профессиональной деятельности; различать уровни организации исследования (уровни методов и методик); различать и применять основные формы экспериментального контроля; рецензировать экспериментальные психологические исследования; получать, обрабатывать, анализировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования, ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления психологических ресурсов для эффективной профессиональной деятельности; способами осуществления постановки проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования; навыками систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования, постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности с учетом изучаемой темы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Общие представления о психологии как науке Лекции 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Становление предмета научной психологии Лекции 1 6 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками Лекции 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Лекции 1 8 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Структура современной психологии Практические 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Практические 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Анализ российских психологических школ Практические 1 8 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». Практические 1 8 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Анализ методов психологии Практические 1 6 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.10. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.11. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.12. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.13. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.14. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Мозг и психика
2.1. Мозговая организация психики Лекции 2 6 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Современные представления о психических функциях Практические 2 6 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Практические 2 6 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Речь и межполушарная асимметрия Сам. работа 2 3 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Современные представления о психических функциях Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Психология деятельности
3.1. Общее понятие о психологической деятельности Лекции 2 8 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Структура и виды деятельности Лекции 2 8 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Практические 2 6 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Практические 2 6 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Практические 2 6 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Практические 2 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.10. Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-19, ПК-20, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Д. Демина Общая психология: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы:
1. Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть;
2. Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи;
3. Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу.
Критерии оценивания выполненного задания:
• соответствие содержания ответа поставленному вопросу;
• использование основной и дополнительной литературы в процессе выполнения задания;
• творческая, исследовательская переработка теоретического материала;
• глубина и точность ответа на поставленный вопрос;
• ясность изложения и аргументация ответа;
• оперирование в ответе формулировками, понятиями, определениями.
Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять. Вхождение в процесс поиска решения придает вновь приобретаемому знанию личностный смысл и значение, способствует переводу из мировоззренческого плана восприятия в сферу формирования внутренних убеждений и активизации принципа деятельностного отношения к действительности.
Методические указания студентам для подготовки к выполнению письменных работ
Выполнение практического задания в виде письменной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность.
Следует иметь в виду, что письменная работа – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее:
• уровень изученности темы
• навыки работы с литературными источниками;
• умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему;
• формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы.
Основная задача при написании письменной работы – наиболее полно раскрыть выбранную тему. Алгоритм выполнения задания:
1. Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников.
2. Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план письменной работы.
Письменная работа обязательно должна иметь следующие структурные единицы:
• Титульный лист;
• План;
• Введение;
• Основное содержание работы;
• Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы);
• Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями).
Общие требования к письменной работе, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы:
• информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы;
• соответствие излагаемого содержания теме и проблематике письменной работы;
• умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания письменной работы;
• степень самостоятельности студента при выполнении задания;
• достаточное и необходимое использование литературы и источников;
• выполнение требований к оформлению письменной работы;
• умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.

Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.