МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистика русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилистика русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.призвана помочь студентам овладеть теоретическими основами изучения выразительных возможностей и средств разных уровней языковой системы, их стилистическими значениями и окраской, а также приобрести практические навыки, обусловленные закономерностями употребления языка в разных сферах и ситуациях речевого общения, в том числе и навыками построения выразительной речи в различных условиях коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
ОПК-5 свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
ПК-2 способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности употребления языка в различных сферах общения, их стилевое своеобразие, тем самым обогатить свои знания о функциональном аспекте языка; законы построения, развертывания и интерпретации смысловой структуры текстов различной стилевой и жанровой принадлежности. Иметь представление о проблемах взаимодействия языка (речи) и мышления, лингвистического и экстралингвистического в сфере функционирования языка, различных стилей мышления в истории развития общества
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать тексты различной жанровой и стилистической принадлежности с учетом их стилистической тональности и узуально-стилевого отбора в различных условиях; хорошо ориентироваться в структуре анализируемого текста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания и анализа текстов разной стилистической направленности с учетом коммуникативной ситуации и сферы функционирования языка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истоки стилистики: краткий исторический экскурс
1.1. Введение в стилистику и культуру речи. Основные направления совремкенной стилистики Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Стилистика и теория коммуникации. Коммуникативные функции речи. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5
1.3. Речевой акт и речь (текст) как результат и продукт речевой деятельности человека. Понятие речевой коммуникации. Речевой коммуникативный акт и его составляющие. Модель Р. Якобсона. Основные функции языка (речи) в процессе коммуникации (коммуникативная, номинативная, эмотивная). Цели и функции коммуникации. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.3, Л2.5
1.4. Истоки стилистики: краткий исторический экскурс Сам. работа 4 16 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л2.5
Раздел 2. Язык и речь в аспекте выразительности
2.1. Общетекстовые выразительные эффекты. Язык и речь в аспекте выразительности. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.3
2.2. Понятие об аномалиях. Типы аномалий. Классификация Ю.Д. Апресяна. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л3.1
2.3. Эмоции и эмоциогенные ситуации. Средства и способы моделирования эмоциогенных ситуаций. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.5
2.4. Язык и речь в аспекте выразительности Сам. работа 4 50 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
Раздел 3. Содержательно-формальные средства создания выразительности
3.1. Композиционные приемы выразительности. «Нулевой уровень» композиции. Трансформационные факторы. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л3.1
3.2. Языковые приемы создания выразительности. Классификация эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5
3.3. Стилистика последовательностей. Виды тропов и фигур. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5
3.4. Содержательно-формальные средства создания выразительности Сам. работа 4 20 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5
Раздел 4. Функциональные стили русского языка
4.1. Функциональные стили русского языка: определение, общее понятие, основания классификации. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.2. Стилеобразующие признаки текстов разной функциональной принадлежности. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.3. Понятие о жанрах. Классификация жанров русской речи. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.4. Функциональные стили русского языка Сам. работа 4 28 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л2.4, Л3.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Коммуникативный речевой акт и его компоненты. Функции речевой коммуникации.
2.Стилистика и ее основные направления. Стилистика языка и речи.
3.Смысл как значимая единица речи. Параметры смысла.
4.Контекст как способ реализации языкового знака. Типы контекстов.
5.Высказывание как основная единица коммуникации.
6.Смысл и значение высказывания. Параметры смысла.
7.Критерии понимания (М.П. Брандес, Л.М. Майданова). Восприятие, интерпретация, память, установка как необходимые этапы процесса понимания.
8.Механизмы восприятия текста. Причины возникновения и виды смысловых искажений при восприятии текста.
9.Методики смыслового анализа текста.
10.Критика речи как раздел стилистики. Понятие языкового и стилистического узуса.
11.Узуально-стилевой комплекс как механизм стилистического отбора. Узуально-стилевые средства языка. Причины сбоев в механизме узуально-стилевого отбора.
12. Языковая аномалия (Ю.Д. Апресян). Классификация аномалий.
13.Понятие текстовой аномалии. Виды текстовых аномалий.
14. Филологические методики анализа текста. Лингвистический и стилистический эксперименты Л.В. Щербы и А.М. Пешковского как основа филологических методик обнаружения текстовых аномалий.
15. Поэтапный анализ реального акта письменной коммуникации (Б.С. Мучник). Типологии и классификации аномалий.
16.Критика речи. Логика рассуждения и логика изложения. Понятие алогизма.
17. Экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность), эмоциональность.
18.Выразительность речи. Функции выразительности речи. Условия выразительности.
19.Коммуникативные свойства речи.
20. Эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже. Общетекстовые выразительные эффекты и их моделирование в текстах разной функционально-стилевой направленности.
21. Характеристика средств выразительности (экспрессивности) в содержательном и содержательно-формальном аспектах.
22. Содержательно-формальные средства создания выразительности. Понятие композиции. «Нулевой» уровень композиции. Типы композиционного развертывания и основные трансформационные факторы. Частные композиционные приемы выразительности
23. Языковые средства выразительности как средства содержательно-формальные.
24. Рационально-логические и эмоционально-риторические структуры текста Разновидности эмоционально-риторических структур (классификация Ю. Скребнева).
25.Разновидности эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц (ономатология).
26. Понятие стилистической окраски. Виды стилистической окраски. Шкала стилистических противопоставлений.
27. Эмоциональность, оценочность, виды эмоционально-экспрессивной окраски. Эмоционально-тональные средства (эмоционально-сниженные, эмоционально-возвышенные).
28. Виды функционально-стилевой окраски.
29. Стилистика единиц Парадигматическая семасиология (употребление тропов). Фигуры замещения.
30. Стилистика последовательностей. Понятие синтагматической семасиология: фигуры совмещения.
31.Стилистические ресурсы современного русского языка.
32. Понятие функционального стиля. Функциональный стиль как разновидность единого литературного языка.
33. Формирование единого литературного языка. Теория «трех штилей» М. Ломоносова.
34. Проблема классификации функциональных стилей: лингвистические и экстралингвистические основы классификации.
35.Стилеобразующие характеристики разных стилей языка и речи
36. Языковые факторы как основы выделения функционального стиля, определение функционального стиля.
37. Понятие жанра. Принципы описания жанра. Жанры речи. Общие принципы жанровой организации текста.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1.Стилистика и культура речи как прикладные учебные дисциплины.
2.Академик В.В. Виноградов о проблемах русской стилистики.
3.Стилистика как наука в учебном пособии М.Н. Кожиной.
4.В.В. Одинцов об аспектах стилистического изучения речи (текста).
5.И.Р. Гальперин и П. Гиро о проблемах и направлениях современной стилистики.
6.М.Н. Кожина о соотношении стилистики с другими дисциплинами.
7.Проблемы стилистики романо-германских языков в трудах отечественных лингвистов (М.П. Брандес, В.Г. Кузнецов, И.В. Арнольд и др.).
8.Стилистика и теория речевой коммуникации: точки соприкосновения.
9.Узуально-стилевой комплекс как механизм языко-стилевого отбора
10.Особенности стилевой организации современного текста.
11.Типология выразительных средств современного русского языка.
12.Тропы и фигуры.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС "Лань" 2017, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Я. Солганик Стилистика текста: учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. школ гуманит. профиля М.: Флинта, 2007
Л2.2 Одинцов В.В. Стилистика текста. : учеб. пособие М.: Издательство ЛКИ, 2007
Л2.3 науч. ред. А. А. Чувакин, И. В. Силантьев; отв. ред. Ю. В. Трубникова Филолого-коммуникативные исследования: ежегодник - 2014: уч. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.4 Гальперин И.Р. Проблемы лингвостилистики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9: статья М.: Прогресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 1980 biblioclub.ru
Л2.5 М.Н.Кожина Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т.В.Чернышова Стилистика русского языка: уч.-мет. пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э2 www.google.ru – Поисковая система google
Э3 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э4 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программ, имеющихся в Алтайском государственном университете.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс стилистики русского языка относится к циклу речеведческих. Основное его назначение - развить речевые и коммуникативные компетенции обучаемых, научить использовать знания, полученные при изучении современного русского языка как системы, для создания связной речи.
Курс включает небольшой цикл лекций, касающихся базовых понятий стилистики.
Лекции и практические задания представлены в дистанционной форме на образовательном портале Алтайского государственного университета.
Для получения зачета по курсу студенту необходимо:
1) посетить аудиторные лекции;
2) пройти лекционные курсы на образовательном портале и ответить на тестовые вопросы;
3) обязательно посещение практических занятий, на которых отрабатываются навыки стилистического анализа текста, некобходимые в ходе прохождения педпрактики;
4) выполнить все домашние задания, предложенные св системе дистанционного обучения;
5) выполнить аудиторные (или дистанционные) самостоятельные работы;
6) пройти итоговый зачетный тест по курсу.