МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Волкова Татьяна Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.пс.н, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.«Психология труда» являются обеспечить понимание процесса профессионализации человека с позиции системно—деятельностного подхода, научить интегрировать общепсихологические и специальные методы для изучения трудовой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.22

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-13 способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: о теоретических и методологических проблемах развития психологии труда, об основных проблемах развития и саморазвития профессионала, о перспективах развития психологии труда и инженерной психологии, приводит собственные примеры, анализирует понятия в соответствии с темами курса, теории и концепции в современной отечественной и зарубежной науке; основные методы и процедуры проведения социально-психологического исследования в различных сферах. Знать основные психологические теории управления персоналом, принципы планирования и реализации отбора кадров и создания благоприятного психологического климата, типовые психологические технологии, методы и способы работы с персоналом организации, создания позитивного психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса. - анализировать основные тенденции профессионально-личностного развития человека как субъекта труда, а также социально-психологическое состояние трудовых коллективов и организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основной понятийный аппарат, методы и техники в области психологических исследований, практических приемов в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, может самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью человека; умеет подбирать методы с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации, проводить психологическую работу с персоналом организации с целью предотвращения производственных конфликтов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и профессиональных групп, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; основными методами и приемами, отдельными техниками диагностики, профилактики и коррекции первичными навыками проведения процедур профориентации, профотбора и профессионального консультирования, владеет методами отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации, технологиями психологического сопровождения и обеспечения производственных процессов, трудовой деятельности человека и социально-психологического развития организаций; - навыками использования психологических технологий, направленных на личностную и профессиональную диагностику при отборе кадров, а также диагностику и коррекцию психологического климата, навыками проведения профориентации, профотбора и профессионального консультирования персонала с целью отбора и оптимальной расстановки кадров, а также обеспечения условий профессионального роста работников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология труда
1.1. Организационно-содержательные проблемы психологии труда на современном этапе. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Проблемы психологии труда Сам. работа 5 10 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Эргономика: современные проблемы Практические 5 2 ОК-6, ПК-13 Л1.1, Л1.2
1.4. Психологические особенности работы практического психолога Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Эргономика как практическая дисциплина Сам. работа 5 10 ОК-6, ПК-13 Л1.1, Л1.2
1.6. Психология профессионала. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Парадоксы субъектности трудовой деятельности. Сам. работа 5 10 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Негативные явления в профессиональной жизни: Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Методы психологии труда Практические 5 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Организационно-методические принципы исследования человека-профессионала Сам. работа 5 10 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Этические принципы исследования человека-профессионала. Сам. работа 5 21 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Психологические современные персонал-технологии Практические 5 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Методы психологической диагностики и коррекции мотивации трудовой деятельности персонала организации и отдельного сотрудника. Практические 5 4 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.14. Культура организации. Типы организационных культур. Проблема соответствия личностных склонностей сотрудника и доминирующей организационной культуры. Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.15. Экзамен 5 9 ОК-6, ПК-13 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту [Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины].
Используемые формы текущего контроля: решение психологических задач, заполнение таблиц, схем, написание эссе, подготовка рефератов, работа с документами, подготовка конспектов уроков, подготовка конспектов воспитательных мероприятий, промежуточное тестирование.
Примерная тематика рефератов:
1. Проблема предмета и метода психологии труда.
2. Эргономический подход в исследовании трудовой деятельности.
3. История развития психологических знаний о труде.
4. Основные этапы развития психологии труда.
5. Психотехника и ее кризис.
6. Основные этапы развития человека как субъекта труда.
7. Проблема развития человека в профессиональной деятельности (Кризисы профессионального развития).
8. Проблема профессиональных деструкций (можно указать, по каким группам профессий, например, в педагогических, военных, политических, торговых и других профессиях…).
9. Сущность инженерно-психологического подхода.
10. Принятие решений в деятельности человека-оператора.
11. Психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером.
12. Психологические особенности деятельности человека-оператора (можно взять группу конкретных операторских профессий).
13. Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером.
14. Психологические условия возникновения стрессов в профессиональной деятельности (можно указать, в каких именно профессиях).
15. Проблема исследования функциональных состояний оператора.
16. Основные тенденции и проблемы развития профессионального образования.
17. Профориентация как элемент государственной кадровой политики.
18. Профориентация как психолого-педагогическая проблема.
19. Основные этапы развития профориентации в царской России, СССР и РФ.
20. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.
21. Связь профессионального и личностного самоопределения.
22. Профессиональное самоопределение как важнейшее новообразование подросткового возраста.
23. Основные методы профориентации.
24. Особенности организации профориентационной работы с разными образовательно-возрастными группами населения.
25. Проблема личностного компромисса при построении успешной карьеры.
26. Основные направления работы службы занятости.
27. Проблема узкой специализации в профессиональном труде.
28. Психологические аспекты проблемы отчуждения труда от капитала.
29. Понятие "отчужденный характер" (по Э. Фромму) в контексте проблематики психологии труда.
30. Психологические условия формирования профессионального самосознания.
31. Динамика формирования образа профессионального и жизненного успеха (можно уточнить, у кого именно, например, в сознании подростков, их родителей или в сознании уже работающих профессионалов - это скорее не столько реферат, сколько исследование).
32. Проблема "модели специалиста" психолога-профконсультанта.
33. Основные концептуальные установки в деятельности профконсультанта.
34. Основные этические проблемы в деятельности профконсультанта.
35. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющейся личностью и культурой.



Примерные вопросы к экзамену:

1. Проблема предмета и метода психологии труда.
2. Основные разделы психологии труда. Понятие "эргономика".
3. История зарубежной психологии труда.
4. История отечественной психологии труда.
5. Психологическое понимание труда и профессии.
6. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.
7. Понятия: "модель специалиста", профессиограмма, психограмма, "формула профессий", схема анализа профессий, "аналитическая профессиограмма".
8. Методы профессиографирования и общая схема профотбора.
9. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности.
10. Кризисы профессионального развития.
11. Проблема профессиональных деструкций.
12. Представление об организации. Понятие "организационная культура".
13. Основы кадрового менеджмента.
14. Связь организации с общественностью ("паблик рилейшнз").
15. Психология стресса и функциональных состояний работника.
16. Сущность и структура производственного конфликта.
17. Способы разрешения производственного конфликта.
18. Сущность и основные стратегии профессионального образования.
19. Психологические вопросы теории тренажеров.
20. Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения.
21. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор.
22. Личная профессиональная перспектива (ЛПП) как возможный вариант модели профессионального самоопределения.
23. Методы профориентации.
24. Типы профконсультаций.
25. Основные приоритеты профориентционной работы в условиях современной России (РФ).
26. Основные стратегии организации профориентационной помощи.
27. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта.
28. Основные концептуальные установки в работе профконсультанта.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1.Труд как условие формирования личности.
2.Искусственный интеллект: настоящее и будущее.
3.Выбор профессии и личность.
4.Анализ субъективных факторов труда и их оценка для задач профотбора и профориентации.
5.Роль темперамента и характера в трудовой деятельности.
6.Эмоциональное напряжение, эмоциональный стресс, синдром эмоционального сгорания.
7.Психология профессиональной карьеры.
8.Общее и специфичное в профессиональном, жиз¬ненном и личностном самоопределении.
9.Гендерные различия в выборе профессии.
10.Проблемы становления профессионализма специалиста в области персонал-технологий.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Климов Е.А. - отв. ред., Носкова О.Г. - отв. ред., Солнцева Г.Н. - отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Климов Е.А. - отв. ред., Носкова О.Г. - отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Дубинина Психология труда: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 www.lib.asu.ru
Л2.2 Г. Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 www.lib.asu.ru
Л2.3 Дубиненкова Е. Н. Техники подбора персонала. Искусство находить лучших: СПб. : Речь, 2007 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных:
Э2 ? ЭБС "Университетская библиотека online".
Э3 ? on-line к базе данных ВИНИТИ РАН.
Э4 - электронно-библиотечная система «Лань»
Э5 Интернет-ресурсы:
Э6 1. http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском
Э7 2. http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/ - на английском и немецком
Э8 3. http://elibrary.ru/titles.asp - на английском
Э9 4. http://www.psy.msu.ru/illusion/
Э10 5. http://azps.ru/
Э11 6. www.voppsy.ru - Сайт журнала «Вопросы психологии», архив публикаций за 1980-1995г., аннотации публикаций до 2005г..
Э12 7. http://psylist.net/praktikum/
Э13 8. http://old.pirao.ru/index.html
Э14 9. http://psi911.com
Э15 10. http://trening.net.ua
Э16 Курс в Moodle "Психология труда" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Базы данных:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

6. www.voppsy.ru - Сайт журнала «Вопросы психологии», архив публикаций за 1980-1995г., аннотации публикаций до 2005г..

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.
Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.


Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и
практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины.
Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем.
При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания.
При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы.
В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.

Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.
При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.
Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.
Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.
Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.


Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:
- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;
- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);
- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);
- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать);
- еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.