Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Прикладная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ПФ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 114 | 114 | 114 | 114 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | призвана помочь студентам овладеть теоретическими основами изучения выразительных возможностей и средств разных уровней языковой системы, их стилистическими значениями и окраской, а также приобрести практические навыки, обусловленные закономерностями употребления языка в разных сферах и ситуациях речевого общения, в том числе и навыками построения выразительной речи в различных условиях коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-4 | владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста |
ОПК-5 | свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке |
ПК-8 | владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые приемы сбора и стилистического анализа языковых фактов, разработанные в отечественной лингвистике, и использует их в процессе интерпретации текста; имеет глубокое знание о базовых методах, приемах и существующих в лингвистике методиках стилистического анализа языковых фактов и текстов в области стилистики русского языка, методики создания различных типов устных и письменных текстов на русском языке |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно собирать языковой материал и производить стилистический анализ языковых фактов и использовать их в процессе интерпретации текста на профессиональном уровне применять полученные знания для создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; пользоваться основными отечественными методиками анализа языковых фактов и текстов в области стилистики русского языка с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | на базовом уровне языком в его литературной форме, базовыми навыками сбора и стилистического анализа языковых фактов, базовыми методами и приемами создания различных типов текстов на русском языке |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Истоки стилистики: краткий исторический экскурс | ||||||
1.1. | Введение в стилистику и культуру речи. Основные направления современной стилистики | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Стилистика и теория коммуникации. Коммуникативные функции речи. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5 |
1.3. | Речевой акт и речь (текст) как результат и продукт речевой деятельности человека. Понятие речевой коммуникации. Речевой коммуникативный акт и его составляющие. Модель Р. Якобсона. Основные функции языка (речи) в процессе коммуникации (коммуникативная, номинативная, эмотивная). Цели и функции коммуникации. | Практические | 4 | 4 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.5 |
1.4. | Истоки стилистики: краткий исторический экскурс | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л2.5 |
Раздел 2. Язык и речь в аспекте выразительности | ||||||
2.1. | Общетекстовые выразительные эффекты. Язык и речь в аспекте выразительности. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л3.1, Л2.3 |
2.2. | Понятие об аномалиях. Типы аномалий. Классификация Ю.Д. Апресяна. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л3.1 |
2.3. | Эмоции и эмоциогенные ситуации. Средства и способы моделирования эмоциогенных ситуаций. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л3.1, Л2.5 |
2.4. | Язык и речь в аспекте выразительности | Сам. работа | 4 | 50 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 |
Раздел 3. Содержательно-формальные средства создания выразительности | ||||||
3.1. | Композиционные приемы выразительности. «Нулевой уровень» композиции. Трансформационные факторы. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л3.1 |
3.2. | Языковые приемы создания выразительности. Классификация эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5 |
3.3. | Стилистика последовательностей. Виды тропов и фигур. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5 |
3.4. | Содержательно-формальные средства создания выразительности | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
Раздел 4. Функциональные стили русского языка | ||||||
4.1. | Функциональные стили русского языка: определение, общее понятие, основания классификации. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 |
4.2. | Стилеобразующие признаки текстов разной функционально-стилевой принадлежности. | Практические | 4 | 4 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 |
4.3. | Понятие о жанрах. Классификация жанров русской речи. | Практические | 4 | 4 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 |
4.4. | Функциональные стили русского языка | Сам. работа | 4 | 28 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л2.4, Л3.1, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Болотнова Н.С. | Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. | Стилистика русского языка: учеб. пособие | М.: Флинта: Наука // ЭБС "Лань" 2017, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г. Я. Солганик | Стилистика текста: учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. школ гуманит. профиля | М.: Флинта, 2007 | |
Л2.2 | Одинцов В.В. | Стилистика текста. : учеб. пособие | М.: Издательство ЛКИ, 2007 | |
Л2.3 | науч. ред. А. А. Чувакин, И. В. Силантьев; отв. ред. Ю. В. Трубникова | Филолого-коммуникативные исследования: ежегодник - 2014: уч. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.4 | Гальперин И.Р. | Проблемы лингвостилистики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9: статья | М.: Прогресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 1980 | biblioclub.ru |
Л2.5 | М.Н.Кожина | Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь | М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Т.В.Чернышова | Стилистика русского языка: уч.-мет. пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э2 | www.google.ru – Поисковая система google | |||
Э3 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка | |||
Э4 | Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html | |||
Э5 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э6 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э7 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э8 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс стилистики русского языка относится к циклу речеведческих. Основное его назначение - развить речевые и коммуникативные компетенции обучаемых, научить использовать знания, полученные при изучении современного русского языка как системы, для создания связной речи. Курс включает небольшой цикл лекций, касающихся базовых понятий стилистики. Лекции и практические задания представлены в дистанционной форме на образовательном портале Алтайского государственного университета. Для получения зачета по курсу студенту необходимо: 1) посетить аудиторные лекции; 2) пройти лекционные курсы на образовательном портале и ответить на тестовые вопросы; 3) обязательно посещение практических занятий, на которых отрабатываются навыки стилистического анализа текста, некобходимые в ходе прохождения педпрактики; 4) выполнить все домашние задания, предложенные св системе дистанционного обучения; 5) выполнить аудиторные (или дистанционные) самостоятельные работы; 6) пройти итоговый зачетный тест по курсу. |