МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистика русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильПрикладная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ПФ-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилистика русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.призвана помочь студентам овладеть теоретическими основами изучения выразительных возможностей и средств разных уровней языковой системы, их стилистическими значениями и окраской, а также приобрести практические навыки, обусловленные закономерностями употребления языка в разных сферах и ситуациях речевого общения, в том числе и навыками построения выразительной речи в различных условиях коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
ОПК-5 свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
ПК-8 владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые приемы сбора и стилистического анализа языковых фактов, разработанные в отечественной лингвистике, и использует их в процессе интерпретации текста; имеет глубокое знание о базовых методах, приемах и существующих в лингвистике методиках стилистического анализа языковых фактов и текстов в области стилистики русского языка, методики создания различных типов устных и письменных текстов на русском языке

3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно собирать языковой материал и производить стилистический анализ языковых фактов и использовать их в процессе интерпретации текста на профессиональном уровне применять полученные знания для создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; пользоваться основными отечественными методиками анализа языковых фактов и текстов в области стилистики русского языка с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.на базовом уровне языком в его литературной форме, базовыми навыками сбора и стилистического анализа языковых фактов, базовыми методами и приемами создания различных типов текстов на русском языке

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истоки стилистики: краткий исторический экскурс
1.1. Введение в стилистику и культуру речи. Основные направления современной стилистики Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Стилистика и теория коммуникации. Коммуникативные функции речи. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5
1.3. Речевой акт и речь (текст) как результат и продукт речевой деятельности человека. Понятие речевой коммуникации. Речевой коммуникативный акт и его составляющие. Модель Р. Якобсона. Основные функции языка (речи) в процессе коммуникации (коммуникативная, номинативная, эмотивная). Цели и функции коммуникации. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л3.1, Л2.3, Л2.5
1.4. Истоки стилистики: краткий исторический экскурс Сам. работа 4 16 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л2.5
Раздел 2. Язык и речь в аспекте выразительности
2.1. Общетекстовые выразительные эффекты. Язык и речь в аспекте выразительности. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л3.1, Л2.3
2.2. Понятие об аномалиях. Типы аномалий. Классификация Ю.Д. Апресяна. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л3.1
2.3. Эмоции и эмоциогенные ситуации. Средства и способы моделирования эмоциогенных ситуаций. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л3.1, Л2.5
2.4. Язык и речь в аспекте выразительности Сам. работа 4 50 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л3.1, Л2.5
Раздел 3. Содержательно-формальные средства создания выразительности
3.1. Композиционные приемы выразительности. «Нулевой уровень» композиции. Трансформационные факторы. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л3.1
3.2. Языковые приемы создания выразительности. Классификация эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5
3.3. Стилистика последовательностей. Виды тропов и фигур. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.5
3.4. Содержательно-формальные средства создания выразительности Сам. работа 4 20 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5
Раздел 4. Функциональные стили русского языка
4.1. Функциональные стили русского языка: определение, общее понятие, основания классификации. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.2. Стилеобразующие признаки текстов разной функционально-стилевой принадлежности. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.3. Понятие о жанрах. Классификация жанров русской речи. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.4. Функциональные стили русского языка Сам. работа 4 28 ОПК-4, ОПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.4, Л3.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС "Лань" 2017, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Я. Солганик Стилистика текста: учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. школ гуманит. профиля М.: Флинта, 2007
Л2.2 Одинцов В.В. Стилистика текста. : учеб. пособие М.: Издательство ЛКИ, 2007
Л2.3 науч. ред. А. А. Чувакин, И. В. Силантьев; отв. ред. Ю. В. Трубникова Филолого-коммуникативные исследования: ежегодник - 2014: уч. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.4 Гальперин И.Р. Проблемы лингвостилистики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9: статья М.: Прогресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 1980 biblioclub.ru
Л2.5 М.Н.Кожина Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т.В.Чернышова Стилистика русского языка: уч.-мет. пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э2 www.google.ru – Поисковая система google
Э3 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э4 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э5 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э6 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э7 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э8 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс стилистики русского языка относится к циклу речеведческих. Основное его назначение - развить речевые и коммуникативные компетенции обучаемых, научить использовать знания, полученные при изучении современного русского языка как системы, для создания связной речи.
Курс включает небольшой цикл лекций, касающихся базовых понятий стилистики.
Лекции и практические задания представлены в дистанционной форме на образовательном портале Алтайского государственного университета.
Для получения зачета по курсу студенту необходимо:
1) посетить аудиторные лекции;
2) пройти лекционные курсы на образовательном портале и ответить на тестовые вопросы;
3) обязательно посещение практических занятий, на которых отрабатываются навыки стилистического анализа текста, некобходимые в ходе прохождения педпрактики;
4) выполнить все домашние задания, предложенные св системе дистанционного обучения;
5) выполнить аудиторные (или дистанционные) самостоятельные работы;
6) пройти итоговый зачетный тест по курсу.