МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Микушина И.В.;к.х.н., доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А.,д.ф.-м.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Заведующий кафедрой Безносюк С.А.,д.ф.-м.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов фундаментальных знаний теоретических основ общей экологии, ее основных понятий и современных концепций, методов оценки воздействия объектов техносферы на окружающую среду, методов и способов рационального использования природных ресурсов и вторичных ресурсов, управления потоками отходов и применения экобиозащитных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы общей экологии;
- экологические проблемы окружающей среды;
- основы экологии человека;
- экологическое законодательство;
- основы рационального природопользования;
- глобальные экологические проблемы и
- способы защиты компонентов природной среды от промышленный загрязнений

3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать вредные и опасные факторы окружающей среды;
- делать некоторые расчёты по экологической оценке компонентов окружающей среды;
- обеспечивать индивидуальную экологическую безопасность;
- анализировать последствия техногенной деятельности для биосферы Земли.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования принципов охраны природы и рациональном природопользовании;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экология
1.1. Предмет и задачи экологии Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Биосфера – живая оболочка Земли. Строение биосферы Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Важнейшие экологические факторы и адаптация к ним организмов Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Важнейшие экологические факторы и адаптация к ним организмов Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ Лекции 2 2 ОК-7, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Среда и экологические факторы среды Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Технологические революции Практические 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Технологические революции Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Антропогенные воздействия на биосферу Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Влияние энергетики и транспорта на окружающую среду Практические 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Влияние энергетики и транспорта на окружающую среду Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Основные источники и последствия загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Загрязнение атмосферы и гидросферы Практические 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Загрязнение атмосферы и гидросферы Сам. работа 2 3 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Нормирование качества окружающей среды Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Переработка отходов. Мониторинг окружающей среды Практические 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Переработка отходов. Мониторинг окружающей среды Сам. работа 2 8 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Нормирование воздействия на окружающую среду Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Экологические проблемы РФ. Глобальные экологические проблемы Практические 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Экологические проблемы РФ. Глобальные экологические проблемы Сам. работа 2 8 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Основы экологического права, профессиональная ответственность Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Природоохранная деятельность Практические 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Природоохранная деятельность Сам. работа 2 8 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Международное сотрудничество в области окружающей среды Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Международное сотрудничество в области окружающей среды Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.26. Международное сотрудничество в области окружающей среды Сам. работа 2 8 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.27. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 15 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С. Степановских Общая экология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118337
Л1.2 под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко Экология : учебник М. : Логос, 2013 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.П. Иванов, О.В. Васильева Основы экологии : СПб. : СпецЛит, 2010 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104917
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не используются
Э2 Не используются
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.