Закреплена за кафедрой | Кафедра физической и неорганической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 20_03_01-ТБ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической и неорганической химии
Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Заведующий кафедрой Безносюк С.А.,д.ф.-м.н., профессор
1.1. | формирование у студентов фундаментальных знаний теоретических основ общей экологии, ее основных понятий и современных концепций, методов оценки воздействия объектов техносферы на окружающую среду, методов и способов рационального использования природных ресурсов и вторичных ресурсов, управления потоками отходов и применения экобиозащитных технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности |
ОПК-1 | способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности |
ПК-17 | способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы общей экологии; - экологические проблемы окружающей среды; - основы экологии человека; - экологическое законодательство; - основы рационального природопользования; - глобальные экологические проблемы и - способы защиты компонентов природной среды от промышленный загрязнений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать вредные и опасные факторы окружающей среды; - делать некоторые расчёты по экологической оценке компонентов окружающей среды; - обеспечивать индивидуальную экологическую безопасность; - анализировать последствия техногенной деятельности для биосферы Земли. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования принципов охраны природы и рациональном природопользовании; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая экология | ||||||
1.1. | Предмет и задачи экологии | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Биосфера – живая оболочка Земли. Строение биосферы | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Важнейшие экологические факторы и адаптация к ним организмов | Практические | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Важнейшие экологические факторы и адаптация к ним организмов | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Среда и экологические факторы среды | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Антропогенное воздействие на окружающую среду. Технологические революции | Практические | 2 | 4 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Антропогенное воздействие на окружающую среду. Технологические революции | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Антропогенные воздействия на биосферу | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Влияние энергетики и транспорта на окружающую среду | Практические | 2 | 4 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Влияние энергетики и транспорта на окружающую среду | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Основные источники и последствия загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Загрязнение атмосферы и гидросферы | Практические | 2 | 4 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Загрязнение атмосферы и гидросферы | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Нормирование качества окружающей среды | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Переработка отходов. Мониторинг окружающей среды | Практические | 2 | 4 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Переработка отходов. Мониторинг окружающей среды | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Нормирование воздействия на окружающую среду | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.19. | Экологические проблемы РФ. Глобальные экологические проблемы | Практические | 2 | 4 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.20. | Экологические проблемы РФ. Глобальные экологические проблемы | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.21. | Основы экологического права, профессиональная ответственность | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.22. | Природоохранная деятельность | Практические | 2 | 4 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.23. | Природоохранная деятельность | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.24. | Международное сотрудничество в области окружающей среды | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.25. | Международное сотрудничество в области окружающей среды | Практические | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.26. | Международное сотрудничество в области окружающей среды | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.27. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 2 | 15 | ОК-7, ОПК-1, ПК-17 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.С. Степановских | Общая экология : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118337 |
Л1.2 | под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко | Экология : учебник | М. : Логос, 2013 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.П. Иванов, О.В. Васильева | Основы экологии : | СПб. : СпецЛит, 2010 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104917 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не используются | |||
Э2 | Не используются | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |