МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы морфофизиологических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология человека и животных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ-2- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методы морфофизиологических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В цели и задачи морфометрии входит разработка методов измерений различных структур организма и математический анализ групповых свойств и связей между структурами больного и здорового организма, характеризующими их функциональное состояние.
Целью и задачами гистохимии является изучение химического состава тканей и клеток при сохранении локализации химических веществ в определенных компонентах тканей, типов клеток и клеточных структур.
Задачи изучения дисциплины:
- овладение методами морфометрических исследований
- овладение методами гистохимических исследований
- умение анализировать полученные результаты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие принципы морфометрических и гистохимических исследований;
общие принципы функционирования живых систем
классические и современные морфометрические и гистохимические методы исследования
методы сравнительного анализа
3.2.Уметь:
3.2.1.применять морфометрические и гистохимические методы исследования при изучении нормального и патологического состояния тканей, органов животных; проводить морфометрическую обработку; читать микропрепараты; оценивать функциональное состояние органа по морфометрическим и гистохимическим показателям; идентифицировать химические вещества в разных тканях животного организма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.классическими и современными морфометрическими и гистохимическими методами исследования;
методами сравнительного анализа с целью определения функционального состояния клеток и тканей животного организма
определять функциональное состояние клеток и тканей животного организма по морфологическим показателям
оценивать функциональное состояние органа по морфометрическим и гистохимическим показателям; идентифицировать химические вещества в разных тканях животного организма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.Морфологические и гистохимические эквиваленты функционального состояния органов и тканей. Техника взятия и фиксации материала. Методы обезвоживания и заливки материала
1.1. Техника взятия и фиксации материала.Разные виды фиксаторов, общего назначения и специальные.Методы обезвоживания и заливки материала Лекции 2 1 ПК-2
1.2. Техника взятия и фиксации материала. Методы обезвоживания и заливки материала. Лабораторные 2 2
Раздел 2. Общие принципы и методы окрашивания гистологических препаратов
2.1. Методы окрашивания гистологических препаратов основными и кислыми красителями: гематоксилином (разные виды), эозином (разные виды) Лекции 2 1 ПК-2
Раздел 3. Специальные методы окрашивания препаратов. Окрашивание различных типов тканей.
3.1. Специальные методы окрашивания препаратов. Окрашивание различных типов тканей. Лекции 2 1 ПК-2
3.2. Специальные методы окрашивания препаратов. Окрашивание различных типов тканей. Сам. работа 2 16
Раздел 4. Морфометрические методы исследования.Органометрия.Гистометрия.Цито-кариометрия.
4.1. Гистометрия. Методы и техника гистометрических исследований. Принципы и методы стереологии в гистометрии. Измерение объемных отношений. Измерение площади поверхности. Отношение поверхности к объему. Измерение средней толщины структур. Измерительные системы. Лекции 2 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Гистометрия. Цито-кариометрия. Лабораторные 2 6
4.3. Цито-кариометрия. Методы измерения клеток и ядер. Вопросы изучения динамики клеточного состава тканей Сам. работа 2 20 ПК-2 Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Гистохимические методы исследования.Методы выявления отдельных классов веществ. Белки. Специфические гистохимические методы выявления белков.
5.1. Гистохимическая диагностика веществ. Гистохимический анализ отдельных классов веществ. Белки. Нуклеиновые кислоты. Углеводы. Липиды. Методы выявления отдельных классов веществ. Лекции 2 2 Л3.1
5.2. Белки. Специфические гистохимические методы выявления белков. Методы выявления нуклеиновых кислот. Лабораторные 2 8 ПК-2
5.3. Блокирование и превращение реакционноспособных групп в белках. Методы выявления белков: основных, кислых, смешанных Сам. работа 2 20 Л3.1, Л2.1
Раздел 6. Гистохимические методы исследования. Методы выявления нуклеиновых кислот. Идентификация углеводов. Методы гистохимического выявления липидов
6.1. Нуклеиновые кислоты. Выявление пуриновых и пиримидиновых оснований. Реакция выявления углеводного компонента. Реакция выявления фосфорной кислоты. Выявление нуклеиновых кислот с помощью специфических ферментов и химической экстракции. Методы выявления нуклеиновых кислот. Углеводы. Идентификация углеводов. Гликоген. Нейтральные мукополисахариды. Кислые мукополисахариды. Мукопротеиды. Гликопротеиды. Лекции 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1
6.2. Идентификация углеводов Лабораторные 2 8
6.3. Гистохимические методы выявления углеводов. Методы окисления (ШИФФ-реакция, контрольные реакции). Выявление кислых мукоидных веществ (реакции метахромазии), реакция связывания железа. Липиды. Методы гистохимического выявления липидов. Окрашивание Суданом черным, окрашивание четырехокисью осмия Сам. работа 2 20 ПК-2 Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

См. приложение ФОС


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абачиев С. К. Концепции современного естествознания: Учебная литература для ВУЗов Издательство «Феникс», 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. И. П. Павлов Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.: учеб. для вузов М. : Наука, 1973 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Федорова О.И. Цитология и гистология: учеб. пособие для вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
PowerPoint, MS Office, MS Word, MS Excel.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Методы морфофизиологических исследований.
Дисциплина Методы морфофизиологических исследований включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете Методы морфофизиологических исследований. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к зачету.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачёта.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.