Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология человека и животных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ-2- 2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | В цели и задачи морфометрии входит разработка методов измерений различных структур организма и математический анализ групповых свойств и связей между структурами больного и здорового организма, характеризующими их функциональное состояние. Целью и задачами гистохимии является изучение химического состава тканей и клеток при сохранении локализации химических веществ в определенных компонентах тканей, типов клеток и клеточных структур. Задачи изучения дисциплины: - овладение методами морфометрических исследований - овладение методами гистохимических исследований - умение анализировать полученные результаты. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие принципы морфометрических и гистохимических исследований; общие принципы функционирования живых систем классические и современные морфометрические и гистохимические методы исследования методы сравнительного анализа |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять морфометрические и гистохимические методы исследования при изучении нормального и патологического состояния тканей, органов животных; проводить морфометрическую обработку; читать микропрепараты; оценивать функциональное состояние органа по морфометрическим и гистохимическим показателям; идентифицировать химические вещества в разных тканях животного организма |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | классическими и современными морфометрическими и гистохимическими методами исследования; методами сравнительного анализа с целью определения функционального состояния клеток и тканей животного организма определять функциональное состояние клеток и тканей животного организма по морфологическим показателям оценивать функциональное состояние органа по морфометрическим и гистохимическим показателям; идентифицировать химические вещества в разных тканях животного организма |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение.Морфологические и гистохимические эквиваленты функционального состояния органов и тканей. Техника взятия и фиксации материала. Методы обезвоживания и заливки материала | ||||||
1.1. | Техника взятия и фиксации материала.Разные виды фиксаторов, общего назначения и специальные.Методы обезвоживания и заливки материала | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | |
1.2. | Техника взятия и фиксации материала. Методы обезвоживания и заливки материала. | Лабораторные | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Общие принципы и методы окрашивания гистологических препаратов | ||||||
2.1. | Методы окрашивания гистологических препаратов основными и кислыми красителями: гематоксилином (разные виды), эозином (разные виды) | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | |
Раздел 3. Специальные методы окрашивания препаратов. Окрашивание различных типов тканей. | ||||||
3.1. | Специальные методы окрашивания препаратов. Окрашивание различных типов тканей. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | |
3.2. | Специальные методы окрашивания препаратов. Окрашивание различных типов тканей. | Сам. работа | 2 | 16 | ||
Раздел 4. Морфометрические методы исследования.Органометрия.Гистометрия.Цито-кариометрия. | ||||||
4.1. | Гистометрия. Методы и техника гистометрических исследований. Принципы и методы стереологии в гистометрии. Измерение объемных отношений. Измерение площади поверхности. Отношение поверхности к объему. Измерение средней толщины структур. Измерительные системы. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Гистометрия. Цито-кариометрия. | Лабораторные | 2 | 6 | ||
4.3. | Цито-кариометрия. Методы измерения клеток и ядер. Вопросы изучения динамики клеточного состава тканей | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2 | Л3.1, Л2.1 |
Раздел 5. Гистохимические методы исследования.Методы выявления отдельных классов веществ. Белки. Специфические гистохимические методы выявления белков. | ||||||
5.1. | Гистохимическая диагностика веществ. Гистохимический анализ отдельных классов веществ. Белки. Нуклеиновые кислоты. Углеводы. Липиды. Методы выявления отдельных классов веществ. | Лекции | 2 | 2 | Л3.1 | |
5.2. | Белки. Специфические гистохимические методы выявления белков. Методы выявления нуклеиновых кислот. | Лабораторные | 2 | 8 | ПК-2 | |
5.3. | Блокирование и превращение реакционноспособных групп в белках. Методы выявления белков: основных, кислых, смешанных | Сам. работа | 2 | 20 | Л3.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Гистохимические методы исследования. Методы выявления нуклеиновых кислот. Идентификация углеводов. Методы гистохимического выявления липидов | ||||||
6.1. | Нуклеиновые кислоты. Выявление пуриновых и пиримидиновых оснований. Реакция выявления углеводного компонента. Реакция выявления фосфорной кислоты. Выявление нуклеиновых кислот с помощью специфических ферментов и химической экстракции. Методы выявления нуклеиновых кислот. Углеводы. Идентификация углеводов. Гликоген. Нейтральные мукополисахариды. Кислые мукополисахариды. Мукопротеиды. Гликопротеиды. | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л2.1 |
6.2. | Идентификация углеводов | Лабораторные | 2 | 8 | ||
6.3. | Гистохимические методы выявления углеводов. Методы окисления (ШИФФ-реакция, контрольные реакции). Выявление кислых мукоидных веществ (реакции метахромазии), реакция связывания железа. Липиды. Методы гистохимического выявления липидов. Окрашивание Суданом черным, окрашивание четырехокисью осмия | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2 | Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Абачиев С. К. | Концепции современного естествознания: Учебная литература для ВУЗов | Издательство «Феникс», 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. И. П. Павлов | Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.: учеб. для вузов | М. : Наука, 1973 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Федорова О.И. | Цитология и гистология: учеб. пособие для вузов | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
PowerPoint, MS Office, MS Word, MS Excel. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Методы морфофизиологических исследований. Дисциплина Методы морфофизиологических исследований включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете Методы морфофизиологических исследований. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к зачету. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |