Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | ознакомить студентов с историей развития физиологических исследований, методологией естественно-научного познания, методическими принципами физиологического исследования; обучить технике ведения научно-исследовательской документации (составление баз данных, обработка и анализ результатов, оформление научно-технических отчетов). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о ведении документации в физиологических исследованиях, принципах составления баз данных; об аналитических методах обработки данных и способах их адекватного выбора; об особенностях разных видов научных публикаций (реферат, научный обзор, статья, курсовая и дипломная работы); |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | представлять научные результаты разными способами (графики,таблицы, различные виды диаграмм), создавать презентации формата и результатов исследования с помощью программы PowerPoint; составить отчет о собственной научной работе согласно требованиям к содержанию разделов научной публикации; обосновать актуальность выбранной темы, новизну результатов, адекватность методов исследования, включая математические приемы обработки; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | знаниями о выборе методов исследования (адекватность, валидность, надежность); методиками анализа вариационных рядов, корреляций, анализа дисперсий и временных рядов; знаниями о принципах организации экспериментального этапа работы (однородность контрольной и референтной групп, планирования объема выборки, исключение побочных эффектов. учет времени суток, сезона, и т.п.); |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология естественнонаучного познания. | ||||||
1.1. | Классификация методов естественнонаучных исследований. Натурное наблюдение (простое и сложное), сравнительный, исторический, логический методы и метод моделирования. Эксперимент как основной метод познания. Предупреждение артефактов. Эксперименты острые и хронические. Понятие о пролонгированных ( лонгитюдных ) исследованиях. Эксперименты: лабораторные, натурные, клинические. Эксперименты in vivo, in vitro, in situ. Группы сравнения, экспериментальная и контрольная группы. Методика как форма реализации метода. Методические основы клинических исследований. Правовые основы клинических исследований. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Методология научного познания. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Классификация биологических наук и физиологической науки. Фундаментальные и прикладные исследования. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Классификация методов естественнонаучных исследований. | ||||||
2.1. | Классификация методов естественнонаучных исследований. Натурное наблюдение (простое и сложное), сравнительный, исторический, логический методы и метод моделирования. Эксперимент как основной метод познания. Предупреждение артефактов. Эксперименты острые и хронические. Понятие о пролонгированных ( лонгитюдных ) исследованиях. Эксперименты: лабораторные, натурные, клинические. Эксперименты in vivo, in vitro, in situ. Группы сравнения, экспериментальная и контрольная группы. Методика как форма реализации метода. Методические основы клинических исследований. Правовые основы клинических исследований. | Лекции | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Натурное наблюдение (простое и сложное), сравнительный, исторический, логический методы и метод моделирования. Эксперимент как основной метод познания. Предупреждение артефактов. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Эксперименты острые и хронические. Понятие о пролонгированных ( лонгитюдных ) исследованиях. Эксперименты: лабораторные, натурные, клинические. Эксперименты in vivo, in vitro, in situ. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Этапы развития физиологической науки | ||||||
3.1. | Этапы развития науки. Научные революции. Механизмы научных революций. Теория Т.Куна о механизмах научных революций. Этапы развития физиологии. Физиологическая наука в период с XVI по XXI век. Ключевые этапы в развитии физиологии и выдающиеся физиологические эксперименты ( У. Гарвей, Р.Декарт, Л. Гальвани, М. В.Ломоносов, Е. Дюбуа-Раймон, Р. Вирхов, С.Раймон-и-Кахаль, Ч. Белл, Ф. Мажанди И. Мюллер, Ч. Шеррингтон, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н.Е. Введенский, С. П. Боткин, В. М. Бехтерев и др.). Классические эксперименты в физиологии. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Этапы развития физиологии. Физиологическая наука в период с XVI по XXI век. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Ключевые этапы в развитии физиологии и выдающиеся физиологические эксперименты | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Характерные черты естествознания | ||||||
4.1. | Характерные черты науки. Отличие науки от других отраслей культуры. Наука и религия. Экзотерическое и эзотерическре познание. Пси-феномены. .Современные тенденции в развитии естествознания. Системный подход: использование законов кибернетики в биологии. Понятие системы. Понятия об открытых, неравновесных, хаотических системах. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Современные тенденции в развитии естествознания. Системный подход: использование законов кибернетики в биологии. Понятие системы. Понятия об открытых, неравновесных, хаотических системах. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Приоритетные направления развития науки и техники в современной России. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Собрания научной общественности и обмен знаниями в области физиологии | ||||||
5.1. | Международное научное сообщество. Обмен знаниями в научном сообществе. Систематизация видов собраний научной общественности. Нобелевская премия как критерий общепризнанного вклада в науку. Номинации для Нобелевской премии. Россияне – обладатели Нобелевской премии. Содержание исследований нобелевских лауреатов в области медицины и физиологии за последние годы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Россияне – обладатели Нобелевской премии. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Содержание исследований нобелевских лауреатов в области медицины и физиологии за последние годы. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Организация физиологического исследования | ||||||
6.1. | Организация физиологического исследования. Постановка проблемы, цели и задач исследования. Понятия объекта, предмета и субъекта исследования. Формулировка научной гипотезы, определение и обоснование актуальности темы исследования. Выбор методов физиологического исследования. Адекватность, валидность, надежность методов. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Организация физиологического исследования. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Организация физиологического исследования. Понятие контрольной группы, групп сравнения. Требования к организации экспериментального этапа работы (однородность групп субъектов, объем выборки, исключение побочных эффектов, учет времени суток, сезона года и т.п.). Ведение протоколов исследования, формирование базы данных. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Представление результатов научных исследований | ||||||
7.1. | Составление научного (литературного) обзора и его задачи. Современные источники научной информации (научные журналы, сборники статей, материалы научных конгрессов, симпозиумов, конференций, кандидатские и докторские диссертации, авторефераты диссертаций. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Составление научного (литературного) обзора и его задачи. Опыт использования Интернета для поиска информации о современном состоянии изучаемой проблемы. Необходимые библиографические параметры использующихся научных материалов. Реферат и виды рефератов. Правила ссылок и цитирование авторов в обзоре литературы. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Составление научного (литературного) обзора и его задачи. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Документация в физиологических исследованиях | ||||||
8.1. | Документация в физиологических исследованиях. Принципы составления баз данных. Аналитические методы и способы их адекватного выбора. Обработка эмпирических данных. Проблема достоверности полученных результатов. Математические методы в биологии и психофизиологии. Теоретические и эмпирические распределения признаков. Параметрические и непараметрические методы статистики. Элементы планирования эксперимента и определения требуемого объема выборки. Методы установления взаимосвязей между переменными (корреляционный, дисперсионный и регрессионный анализ). | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Принципы составления баз данных. Аналитические методы и способы их адекватного выбора. Обработка эмпирических данных. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Аналитические методы и способы их адекватного выбора. Обработка эмпирических данных.Способы представления результатов исследования (таблицы, графики, диаграммы). Правила оформления иллюстраций в тексте научной работы. Возможности пакетов программ «Exсel» и «Origin» для математической обработки и графического представления результатов. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 9. Систематизация видов научных публикаций по физиологии. | ||||||
9.1. | Систематизация видов научных публикаций по физиологии. Структура реферата, научного обзора, статьи, курсовой и дипломной работы. Требования к содержанию разделов научной публикации. Описание, анализ и интерпретация полученных результатов. Правила формулировки выводов (стилистика, конкретность, соответствие поставленным в исследовании задачам, обоснованность статистически достоверными результатами, лаконичность, избежание интерпретации результатов). Требования к оформлению научного исследования в виде дипломных и диссертационных работ. Структура и содержание основных разделов дипломной и диссертационной работ. Титульный лист, введение и его содержание. Обзор литературы. Описание контингента испытуемых (экспериментального материала), условий и методов исследования. Собственные результаты и обсуждения. Выводы или заключение. Список использованной литературы. Правила оформления библиографических ссылок. Приложения. Список условных обозначений. Содержание рецензии на научный труд (монографию, дипломную работу, | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
9.2. | Виды публикаций. Структура реферата, научного обзора, статьи, курсовой и дипломной работы по физиологии. Возможные способы представления научных результатов по собственной теме исследовательской работы. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
9.3. | Написание развернутого реферата по заданной научной проблеме. Написание краткого реферата на заданную научную публикацию.Определение цели, задач, предмета, объекта собственных исследований и обоснование их актуальности. Использование пакета «Exсel», «Origin» , «SPSS», «Statistica» для обработки и представления результатов исследования.Иллюстрация примеров математической обработки результатов собственного исследования. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С.И. Самыгин, А.М. Старостин, А.Т. Латышева, А.В. Сотникова | Концепции современного естествознания: для студентов вузов | Ростов-н/Д : Феникс, 2012 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271488 |
Л1.2 | Лебедев С.А. - отв. ред. | КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гусейханов М.К. | КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | под ред. И. П. Павлов | Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.: учеб. для вузов | М. : Наука, 1973 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru) 5. BioOne Complete (http://www.bioone.org) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методы физиологических исследований». Дисциплина «Методы физиологических исследований» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методы физиологических исследований». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |