МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Санитария и гигиена парикмахерских услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 82
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., И.В. Рязанова

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Санитария и гигиена парикмахерских услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных задачах гигиены и санитарии, о современных средствах дезинфекции и стерилизации инструмента и принадлежностей, о методах профилактики кожных заболеваний; о санитарно-гигиенических правилах и нормах при обслуживании клиентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы будущей профессиональной деятельности с физиологических позиций;
специфику взаимодействия с клиентом при помощи знаний физиологии кожи и волос;
требования к организации рабочего процесса с учетом физиологических особенностей кожи и волос клиента.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать необходимость знания физиологии кожи и волос для будущей профессиональной деятельности;
применять знания физиологии кожи и волос для формирования профессиональной компетенции рабочего;
владеть знаниями физиологии кожи и волос как ключевыми ценностями будущей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методиками оценки состояния кожи и волос клиента;
целостным представлением о состоянии здоровья клиента по состоянию кожи и волос;
методиками оказания парикмахерских услуг с учетом физиологических особенностей клиентов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Санитарно-гигиенический режим парикмахерских услуг
1.1. Основные задачи гигиены и санитарии Лекции 4 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Требования к помещениям парикмахерских. Размещение парикмахерских. Устройство и оборудование парикмахерских и салонов. Практические 4 6 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Внутренняя отделка помещений. Санитарно-технические устройства. Освещение в парикмахерских. Санитарные требования к парикмахерским. Содержание парикмахерских: использование белья; рабочие инструменты. Правила гигиены в работе парикмахерских Гигиена труда. Личная гигиена. Гигиена рабочего места и услуг мастера. Сам. работа 4 25 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Строение и функции кожи и волос
2.1. Строение кожи. Сосуды и нервные окончания кожи. Придатки кожи. Сальные и потовые железы. Функции кожи. Строение волос. Характеристика волос. Строение кожи и волоса Практические 4 6 ПК-34 Л1.1
2.2. Физиология как наука. Значение физиологии кожи и волос в парикмахерском деле. Обзор органов и систем человеческого организма, их взаимосвязь с системой кожи и придатков кожи. Возрастные и половые особенности кожи и ее производных. Уход за кожей и ногтями. Сам. работа 4 25 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Болезни кожи, волос, ногтей.
3.1. Краткий обзор вирусных, паразитарных, грибковых заболеваний. Лекции 4 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Классификация и морфология микроорганизмов. Жизнедеятельность микроорганизмов. Инфекции и иммунная система человека Практические 4 6 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Заболевания, передающиеся при оказании парикмахерских услуг, и их профилактика. Гнойничковые заболевания кожи (пиодермии); стафилококковые пиодермии; стрептококковые пиодермии; гнойничковых заболеваний. Вирусные заболевания кожи: герпес; бородавки; контагиозный моллюск. Паразитарные заболевания кожи: чесотка; педикулез. Грибковые заболевания кожи: кератомикозы; дерматомикозы; кандидоз. Профилактика грибковых заболеваний Себорея. Угревая болезнь. Дерматиты. Токсидермии. Крапивница. Экзема. Псориаз. Алопеции рубцовые и нерубцовые. Сифилис. Вирусный гепатит В. ВИЧ-инфекция, СПИД. Сам. работа 4 32 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Зачёт по дисциплине Зачет 4 4 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Ранняя седина и причины её появления.
2. Влияние на качество волос химических и термических факторов
3. Аллопеции
4. Анатомо-физиологические особенности кожи у детей
5. Заболевания передающиеся при оказании парикмахерских услуг
6. Стафилококковые пиодермии
7. Стрептококковые пиодермии
8. Вирусные заболевания кожи
9. Паразитарные заболевания кожи
10. Педикулез. Методы борьбы с педикулезом в 20 веке и в 21 веке
11. Чесотка, история возникновения чесотки
12. Грибковые заболевания кожи
13. Аллергические заболевания кожи головы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Ранняя седина и причины её появления.
2. Влияние на качество волос химических и термических факторов
3. Аллопеции
4. Анатомо-физиологические особенности кожи у детей
5. Заболевания передающиеся при оказании парикмахерских услуг
6. Стафилококковые пиодермии
7. Стрептококковые пиодермии
8. Вирусные заболевания кожи
9. Паразитарные заболевания кожи
10. Педикулез. Методы борьбы с педикулезом в 20 веке и в 21 веке
11. Чесотка, история возникновения чесотки
12. Грибковые заболевания кожи
13. Аллергические заболевания кожи головы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большаков А.М. Общая гигиена: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Н.А. Ожередова, А.Ф. Дмитриев, В.Ю. Морозов и др Санитарная микробиология : Учебное пособие Агрус, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277428
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Н. Иркитова Санитарная микробиология: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Санитария и гигиена парикмахерских услуг rubuki.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Российская национальная библиотека - http://www.nlr.ru:8101/
5. Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета - http://www.rubricon.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
26Д учебная аудитория для практических работ парикмахерского искусства - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; столики с зеркалом для визажа; манекен учебный тренировочный «голова женская»100% натур. (10шт.); мойка парикмахерская «Байкал» с креслом Николь красный; раковина глубокая черная; сушуар Imagine; шипцы Sleek Expert Babyliss; бритва филировочная; весы для краски электронные черные; диффузор; зеркало заднего вида, увеличивающее; парик женский; плойка для волос; чемодан для парикмахера; фен; щипцы (мелкое гофре); девелопер; набор кистей для макияжа; набор расчесок в чехле; набор декоративной косметики
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Санитария и гигиена парикмахерских услуг» является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного представления о строении, функциях и свойствах кожи и волос.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на то, где и когда изучаемые теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление её разделов и тем, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.
Материал дисциплины представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нём 3 раздела, в которых приводятся сведения по анатомии, раскрываются физиологические функции кожи и волоса, рассматриваются заболевания кожи и волос.
Изучение программы позволит студенту сформировать представления о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности и в будущей профессиональной деятельности.
Студент обязан: посещать лекции, сдавать тесты. Для допуска к зачёту студент обязан выполнить все практические работы, оформить должным образом отчеты.
В зачёт включено два теоретических вопроса соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачёт проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Тестирование проводится с помощью тестов в бумажном варианте. На тестирование отводится 30 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 22 вопроса.