Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биохимия и молекулярная биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биохим-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | -формирование понимания молекулярных и биохимических механизмов, лежащих в основе функционирования и регуляции нервной системы; -сформировать представление о молекулярной структуре компонентов нервной системы, а также молекулярных механизмах лежащих в основе ее функционирования; -сформировать представление о современных методах исследования молекулярных и биохимических механизмов и нормативно-правовой базе биологических исследований. - |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-5 | готовностью использовать знание нормативных документов, регламентирующих организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные правила техники безопасности проведения работ в биохимической лаборатории о современных методах обобщения и анализа наблюдений и результатов экспериментальных исследований технику качественного, количественного и структурного биохимического анализа |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обрабатывать результаты экспериментальных исследований правильно выбирать методы и методики исследований планировать биохимический эксперимент |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыки работы с биологическим материалом и современным биохимическим оборудованием; - навыками работы с совремеменными средствами биохимического анализа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности строения нервной системы | ||||||
1.1. | Биохимические и морфологические показатели ликвора. определение скорости мозгового кровообращения и обмена веществ по артерио-венозной разнице. | Лабораторные | 2 | 2 | Л1.1, Л2.4, Л2.5 | |
1.2. | Биохимические особенности нервной системы. пути и методы изучения. Особенности состава и метаболизма нервной ткани . основные напрвления изучения биохимии нервной системы. Методы изучения биохимических процессов в нервной ткани. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4 | |
Раздел 2. Липиды центральной и периферической нервной системы. Миелин и его роль в нервной системе | ||||||
2.1. | Липиды центральной нервной системы | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1 | |
2.2. | Липиды центральной и периферической нервной системы.Обзор основыных классов липидов. Содержание в ЦНС и ПНС липидов различных классов. Состав липидов различных нервных клеток - нейронов, глиальных клеток (астроциты, олигодендроциты) и миелина. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4 | |
2.3. | Жирнокислотный состав липидов мозга. Роль ацил-обменного (деацетилирование/реацетилирование) механизма в функциональной активности мембранных липидов, в первую очередь - фосфолипидов. Организация липидов в различных типах мембран мозга. Нейроспецифичные гликолипиды - ганглиозиды, цереброзиды, сульфатиды и их роль. Участие липидов во внутриклеточных сигнальных механизмах.Миелин Миелин и его роль в нервной системе. Основные стадии формирования и структура миелина. Участие олигодендроцитов и шванновских клеток в образовании миелина в ЦНС и ПНС. Липидный и белковый состав миелина. Особая роль галактолипидов (цереброзидов, сульфатидов) и полифосфоинозитидов в миелине. Жирнокислотный состав миелиновых липидов, роль длинноцепочечных жирных кислот. Белки, входящие в состав миелина (катионный белок миелина, протеолипиды, белок Вольфграма, липофилин и др.) Некоторые заболевания, вызванные нарушением структуры миелина (демиелинизирующие заболевания). | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.3, Л2.6 | |
Раздел 3. Нуклеиновые кислоты мозга | ||||||
3.1. | Некоторые особенности организации генома в ЦНС. Набор гистонов в хроматине мозга. Высокое отношение РНК/ДНК в мозге, коррелирующее с высокой скоростью трансляции. Некоторые примеры нейроспецифичных белков и их роль в ЦНС. Са2+-связывающие белки (S-100, GP-350). Белки синаптических структур: GAP-43 (B-50), BASP1, синаптобревин, синаптотагмин, рабфилин3а, синтаксин, SNAP-25 и др. Белки, контролирующие состояние цитоскелета, такие как гелзолин, профилин, миозин1; белки, участвующие в аксональном транспорте. Примеры нейроспецифичных ферментов (изоэнзимов). | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.6 | |
Раздел 4. Углеводы и их обмен в нервной системе | ||||||
4.1. | Углеводы и их обмен в нервной системе. Обзор основных классов углеводов центральной и периферической нервной системы. | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.3, Л2.4 | |
4.2. | Метаболим углеводов нервной системе. Функциональное значение отдельных представителей классов углеводов. | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л2.6 | |
Раздел 5. Энергетический метаболизм мозга | ||||||
5.1. | Потребление мозгом кислорода и глюкозы. Особенности дыхания различных структур мозга.Альтернативные энергетические субстраты, которые могут окисляться в мозге при некоторых условиях (кетоновые тела, короткоцепочечные жирные кислоты, аминокислоты, гликоген). Гематоэнцефалический барьер и его роль в транспорте энергетических субстратов в мозг. Важная роль гексокиназы и пируватдегидрогеназного комплекса для энергетического метаболизма мозга. Скорость-лимитирующие этапы гликолиза и цикла трикарбоновых кислот и участие в их контроле отношения АТФ/АДФ. Компартментализация энергетического метаболизма в мозге, нейрональный и глиальный компартменты. Высокая степень зависимости процессов синтеза нейротрансмиттеров от энергетического метаболизма. Методы расчета энергетического потока (energy flux) в мозге. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3 | |
Раздел 6. Гипоксия и окислительный стресс | ||||||
6.1. | Соотношение путей метаболизма глюкоза-6-фосфат в мозгу.Гексокиназная и Фосфофруктозная реакция. | Лабораторные | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Конечные этапы гликолиза в мозге. Лактатдегидрогеназня реакция. Гипоксия и метеболизм мозга. Влияние гипоксии и окислительного стерсса на дисфункцию и старении нейронов. | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л2.6 | |
Раздел 7. Нейроспецифичные белки | ||||||
7.1. | Нуклеиновые кислоты и нейроспецифичные белки. Особенности организации генома в клетках ЦНС. Биохимия нейроспецифических белков. | Сам. работа | 2 | 4 | ||
7.2. | Изменение интенсивности обмена белков н.с. при различных функциоанальных состояниях организма | Лабораторные | 2 | 6 | Л1.1, Л2.5 | |
7.3. | Нейроспецифические белки и их роль в ЦНС. Особенности молекулярной организации и функции: Са2+-связывающие белки (S-100, GP-350); Белки синаптических структур: GAP-43 (B-50), BASP1, синаптобревин, синаптотагмин, рабфилин3а, синтаксин, SNAP-25 и др. Белки, контролирующие состояние цитоскелета, такие как гелзолин, профилин, миозин1; белки, участвующие в аксональном транспорте. Примеры нейроспецифичных ферментов (изоэнзимов). | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л2.3, Л2.6 | |
Раздел 8. Аминокислоты нервной системы | ||||||
8.1. | Аминокислоты нервной системы. Пути метаболизма и функциональное занчение отдельных аминокислот Н.С. | Лекции | 2 | 1 | Л2.3 | |
8.2. | Основные представители свободных аминокислот нервной системы, их функциональное и биохимическое значение. | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л2.6 | |
Раздел 9. Нейропептиды нервной системы. | ||||||
9.1. | Структурно - функциональная организация нейропептидов.Классификация нейропептидов. Понятие о функциональном континууме. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.6 | |
9.2. | Метаболизм отдельных аминокислот. Глутамат и аспартат | Лабораторные | 2 | 2 | Л2.5 | |
9.3. | Основные метаболические пути и функциональное значение отдельных представителей нейропептидов. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.3 | |
Раздел 10. Обмен нейропептидов. Роль ферментов обмена нейропептидов | ||||||
10.1. | Метаболизм отдельных аминокислот. Глицин и пути его обмена. | Лабораторные | 2 | 2 | Л2.5 | |
10.2. | Обмен нейропептидов. Роль и функциональное значение ферментов обмена нейропептидов. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.3 | |
Раздел 11. Нейромедиаторные системы мозга. Синаптическая передача - основные положения | ||||||
11.1. | Нейромедиаторные системы мозга. Молекулярные механизмы синаптической передачи. | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.6 | |
11.2. | Нейромедиаторные системы мозга. Холинергическая система. | Лабораторные | 2 | 2 | Л2.5 | |
11.3. | Система ацетилхолина, катехоламины, ГАМК. Аминокислоты-возможные нейромедиаторы.Пути метаболизма отдельных представителей нейромедиаторов, их функциональное и биохимическое значение. Молекулярная организация активных центров рецепторов нейротрансмиттерных систем. | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л2.3 | |
Раздел 12. Пространственно-временная организация памяти. Информационная емкость нейрологической памяти | ||||||
12.1. | Память, общая характеристиха нейрологической памяти. Виды нейрологической памяти. Основные биохимические механизмы, лежашие в основе памяти. | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.3 | |
12.2. | Нейрологическая память.Оценка функциональных показателей отдельных видов памяти. | Лабораторные | 2 | 2 | Л1.1, Л2.5 | |
12.3. | Пространственно-временная организация памяти. Информационная емкость нейрологической памяти | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.6 | |
Раздел 13. Биохимические основы нейрологической памяти и обучения. Проблема переноса памяти | ||||||
13.1. | Обучение как адаптивные изменения в ответ на воздействия окружающей среды. Нейрохимические корреляты обучения и памяти как компромисс между поведенческими критериями и достижениями в области молекулярной и клеточной биологии. Формирование кратковременной памяти, роль посттрансляционных модификаций структурных элементов синапса. | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.6 | |
13.2. | Биохимические основы памяти. Специфические белки памяти. | Лабораторные | 2 | 2 | Л2.5 | |
13.3. | Долговременная память и сопряженные с ней биохимические реакции (синтез белков de novo, передача информации от клеточной мембраны к ядру с помощью аксонального транспорта и др.). Синаптическая пластичность как модельная система при изучении обучения и памяти. Роль ростовых факторов, эндогенных гормонов; важное значение физической активности и стимуляции процессов мышления для мозговых функций и пластичности мозга. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.3 | |
Раздел 14. Нейрохимия зрения | ||||||
14.1. | Общая организация зрительного анализатора. Молекулярные аспекты строения сетчатки и фоторецепторов. | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.6 | |
14.2. | Рецепторные системы зрительного анализатора | Лабораторные | 2 | 2 | Л2.5 | |
14.3. | Биохимия зрения. Характеристика основных биохимических этапов зрительного процесса | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.6 | |
Раздел 15. Биохимические проблемы болезней Альцгеймера, Паркинсона, шизофрении, аллергического энцефаломиелита и рассеянного склероза | ||||||
15.1. | Биохимические аспекты нейродегенеративных (болезнь Альцгеймера, прионные болезни) и аутоиммунных (рассеянный склероз, миастения гравис) болезней. | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.3 | |
15.2. | Биохимические маркеры нейродегенеративных заболеваний. | Лабораторные | 2 | 2 | Л1.1, Л2.6 | |
15.3. | Нейрохимия шизофрении, тревожных и депрессивных состояний, эпилепсии, болезни Паркинсона. Нейрохимические аспекты алкоголизма. Нейрохимические основы наркотической и лекарственной зависимости, молекулярные мишени наркотических веществ. Возможные молекулярные механизмы привыкания; роль системы цАМФ. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Комов В.П. Шведова В.Н. | Биохимия: учебник для вузов | Дрофа, 2004 | 51 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. Д. Виноградов | Биохимия митохондрий. Биоэнергетика: руководство к практическим занятиям по биохимии животных | М.: Изд-во МГУ, 1977 | |
Л2.2 | Баранов, Н.П. | Биохимия белков и нуклеиновых кислот: учебно-методическое пособие | .- Сургут : Изд-во СурГУ, 2002 | |
Л2.3 | Марри Р., Греннер Д., Мейес П. и др. | Биохимия человека, т. 1: учебник в 2-х т. | М.: Мир, 2004 | |
Л2.4 | Дмитриев А.Д., Амбросьева Е.Д. | Биохимия: учебное пособие | М.: Дашков и Ко, 2012 | znanium.com |
Л2.5 | Цыганов А.Р., Сучкова И.В., Ковалева И.В. | Биохимия: практикум: учебное пособие | минск: ИВЦ Минфина, 2007 | |
Л2.6 | Марри Р., Греннер Д., Мейес П. и др. | Биохимия человека, т. 2.: учебник в 2-х т. | М.: Мир, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.booksmed.com/biologiya/512-nejroximiya-ashmarin-uchebnik.html Ашмарин И.П. Нейрохимия. М.: МИР, 1990. С 460 с. | |||
Э2 | http://biologia.jv3.ru/8605-neyrohimiya-v-tablicah-i-shemah-ashmarin-i-p-.html Нейрохимия в таблицах и схемах - И. П. Ашмарин, Н. Д. Ещенко, Е. П. Каразеева. -М.:ГЕОТАР-МЕДИЦИНА, 2007.-144 с. | |||
Э3 | http://farmatsevtika.book-torrent.org/neyrokhimiya-uchebnik-dlya-biologicheskikh-i-meditsinskikh-v-50022.html; | |||
Э4 | http://bio-cat.ru/ebook.php?file=ashmarin.djvu&page=1. Нейрохимия /под. редакцией И. П. Ашмарина,М.: ГЕОТАР-МЕДИЦИНА, 2004.- 360 с. | |||
Э5 | http://knigi-zhurnaly.medicina-i-zdorove.org/current/fhuho-neyrohimiya-6732.html Ф. Хухо - Нейрохимия, М.: Мир,1990. - 384 с. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
314Л | лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Нейрохимия». Дисциплина ««Нейрохимия» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете ««Нейрохимия». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |