Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология человека и животных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ-2- 2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Общая сенсорная физиология» являются: ознакомить студентов с методологией решения нетривиальной физиологической задачи, требующей междисциплинарного синтеза философских, психологических и физиологических знаний с достижениями информатики и технических наук |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности функционирования сенсорных систем; фундаментальные и стыковые прикладные разделы специальных дисциплин магистерской программы; способы регистрации физиологических процессов, обработки и оценки экспериментальных данных, используемые для оценки сенсорных систем человека; углубленные теоретические и практические знания в области биологии, часть которых находится на передовом рубеже данной науки; способы объективной оценки результатов лабораторных, вычислительных и интерпретационных биологических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно выполнять лабораторные, вычислительные и интерпретационные биологические исследования; оценить функциональное состояние основных сенсорных систем; обучаться новым методам исследования и технологиям; применить на практике физиологические методы оценки функционального состояния основных сенсорных систем; профессионально представлять и обосновывать результаты научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ с использованием соответствующей техники. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами физиологического исследования сенсорных систем; интерпретацией результатов исследования сенсорных систем; методами анализа функционирования сенсорных систем; навыками оформления результатов научно-исследовательских и производственных биологических работ с использованием нормативных документов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая сенсорная физиология | ||||||
1.1. | Предмет общей сенсорной физиологии. Объективная и субъективная сенсорная физиология. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | Л1.1 |
1.2. | Общая сенсорная физиология | Лабораторные | 4 | 8 | ПК-3 | |
1.3. | Физиология анализаторов | Сам. работа | 4 | 8 | ||
Раздел 2. Общая объективная и субъективная сенсорная физиология | ||||||
2.1. | Общая объективная сенсорная физиология.Основные характеристики ощущений. Качественные типы ощущений. Модальности ощущений. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Общая объективная и субъективная сенсорная физиология | Лабораторные | 4 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
2.3. | Процесс преобразования (трансдукции). Рецепторный и генераторный потенциалы. Определение рецептора. Свойства рецепторных потенциалов. Трансформация генераторных потенциалов в залпы потенциалов действия.Сенсорная теория принятия решений. Психофизика Стивенса. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 3. Ощущение как первопсихическое явление | ||||||
3.1. | Связь психического и физиологического. Психофизиологический параллелизм, психофизиологическая идентичность, психофизиологическое взаимодействие. Современные представления о соотношении психического и физиологического | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | |
3.2. | Физиология восприятия | Лабораторные | 4 | 8 | ПК-3 | |
3.3. | Психологическое описание ощущения. Информационно-психологическая концепция Л.М. Веккера | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | |
Раздел 4. Виртуально-голографическая парадигма психических процессов | ||||||
4.1. | Понятие виртуальности,виртуализация как высокий уровень абстрагирования. Виртуальная рефлексия как современная версия рефлекторной природы ощущений по И.М. Сеченову и И.П. Павлову. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
4.2. | Идея голографической метафоры (К. Прибрам).Виртуально-голографическая конструкция сенсорных систем. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | |
Раздел 5. Морфология и физиология базальных ганглиев | ||||||
5.1. | Хвостатое ядро – коллектор и переключатель всех сенсорных путей.Нейро-голографическая реконструкция БГ. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | Л2.1 |
5.2. | Корковые и подкорковые связи БГ. Фронтальный вход в БГ. Саггитальные и латеральные входы БГ. | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Интегративная сенсорная физиология | ||||||
6.1. | Виртуально-нейродинамический механизм психических явлений. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | |
6.2. | Квазиголографические принципы обработки и хранения информации | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
6.3. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Батуев А.С. | Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов | СПб.[и др.]: Питер, 2008 | 20 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Смирнов В.М. | Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для вузов | М. : Академия, 2000 | 5 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
219Л | лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Общая сенсорная физиология. Дисциплина «Общая сенсорная физиология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Общая сенсорная физиология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |