Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология человека и животных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ-2- 2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | ознакомить студентов с понятиями физиологической нормы и патологии, здоровья и болезни, этиологии и патогенеза; изложить представления о реактивности, инфекционном и воспалительном процессах; разобрать со студентами типические патологические процессы; ознакомить с современными методами лабораторных исследований функциональных нарушений у человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О современных методах диагностики патологических состояний. О принципах проведения клинических исследований. О способах математической обработки биологических данных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применить общие методологические принципы естественнонаучного познания к клиническим исследованиям. Использовать представления о методологических основах научного познания в конкретных биологических исследованиях. Выбрать адекватные методы статистической обработки данных применительно к конкретной задаче исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Компьютерными программами для статистической обработки результатов. Знаниями о возможностях применения параметрической непараметрической статистики при клинических исследованиях. Знаниями о возможностях использования корреляционного, кросскорреляционного, регрессионного, спектрального анализа в соответствие с задачами клинических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, цели и задачи патологической физиологии. | ||||||
1.1. | Понятие здоровья, болезни, предболезни. Исходы болезни. Понятия «этиология», «патогенез». | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Объективные показатели индивидуального и общественного здоровья. Внешние и внутренние факторы развития болезней. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Учение о реактивности. Общие реакции организма на повреждающие воздействия. | ||||||
2.1. | Учение о реактивности. Инфекционный процесс. Изменение лейкоцитарной картины крови при вирусной и бактериальной инфекции. Воспаление. Реактивность и иммунитет. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Определение патологических состояний по внешним признакам. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.3. | Обморок, коллапс, шок, кома. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 3. Чрезвычайные болезнетворные воздействия внешней среды. | ||||||
3.1. | Чрезвычайные болезнетворные воздействия внешней среды. Механические, термические, электрические, химические факторы. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
3.2. | Определение лейкоцитарной формулы на мазках крови у больных с вирусной и бактериальной инфекцией. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 4. Патофизиология кровообращения. | ||||||
4.1. | Патофизиология кровообращения. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.2. | Патологии кардио-респираторной системы. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.3. | Болезни сердца | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 5. Патофизиология дыхания. | ||||||
5.1. | Инфекционные респираторные заболевания. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
5.2. | Отдельные синдромы при патологиях сердечно-сосудистой системы. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
5.3. | Бронхиальная астма. Аспирация и асфиксия. Гипоксия (гипоксическая, циркуляторная, анемическая, гистотаксическая). | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 6. Патофизиология пищеварения. | ||||||
6.1. | Нарушения функций желудка. Нарушение функций кишечника (метеоризм, диарея). Патологии печени, желчного пузыря. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
6.2. | Патология нервной системы. Неврозы и неврозоподобные состояния. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
6.3. | Формы нарушения обмена веществ. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 7. Патофизиология нервной системы. | ||||||
7.1. | Индивидуальные вариации типов нервной деятельности, темперамента, психотипов. Аддиктивное поведение. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
7.2. | Оценка неврозов и неврозоподобных состояний | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
7.3. | Невропатии и неврозы. Психопатии и психозы. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 8. Наследственные и средовые факторы болезней. | ||||||
8.1. | Характеристика наследственных и средовых факторов болезней. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
8.2. | Сравнение вегетативной реактивности у лиц с разным типом темперамента | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
8.3. | Морфофункциональное состояние у людей с разными типами хромасомных аномалий | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Новицкий В.В., Уразова О.И. | Патофизиология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Висмонт Ф.И. | Патологическая физиология: | Минск:Вышэйшая школа, 2019 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560690 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В.В. Новицкого, О. И. Уразовой | Патофизиология. Т. 2: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Коган Е.А., Кругликов Г.Г., Пауков В.С., Соколина И.А., Целуйко С.С. | Патология органов дыхания: учебное наглядное пособие | Литтерра, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | под ред. Г. В. Порядина | Патофизиология : курс лекций: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru) 5. BioOne Complete (http://www.bioone.org) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Патологическая физиология». Дисциплина «Патологическая физиология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Патологическая физиология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |