МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений о механизмах, закономерностях и условиях, обеспечивающих формирование личности в образовательном процессе. формирование у студентов интереса к педагогической практике как прикладной деятельности биолога в области образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение педагогической психологии, её взаимосвязь с другими науками; основные методы педагогической психологии; научение и учение, мотивы и мотивация учения; особенности усвоения знаний, умений и навыков; характеристику педагогической деятельности; педагогические способности и стили деятельности; педагогическое общение; основные подходы к воспитанию
актуальные проблемы и тенденции развития профессиональной деятельности
ключевые методологические, методические и технологические основы изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять критерии обучаемости; формулировать мотивации на учебную деятельность; определять ответственность и выявлять приемы формирования ответственности у школьников; самостоятельно определять методы и модели воспитания на основе полученных теоретических знаний; определять конфликты в психолого-педагогическом процессе; стили педагогического общения; диагностировать педагогические способности
Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
конструировать и анализировать различного типа учебно-воспитательные ситуации, а также прогнозировать их эффективность при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний и умений в практической деятельности
Методикой проведения учебных занятий по учебным предметам, курсам,дисциплинам (модулям) образовательной программы
навыками анализа и решения психолого-педагогических проблемных ситуаций в образовательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическая психология: становление и современное состояние
1.1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. История становления и связь с другими науками. Лекции 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Вклад Яна Амоса Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Песталоцци (1746-1827), Иоганна Гербарта (1776-1841), Адольфа Дистервега (1790-1866), К.Д. Ушинского (1824-1870), П.Ф. Каптерева (1849-1922). Суггестология Г.К. Лозанова. Метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Периодизация возрастного развития человека
2.1. Критерии периодизации возрастного развития по Л.С. Выготскому. Периодизации Л.С. Выготского, Эльконина, Фрейда и эриксона. Лекции 7 0 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу. Развитие интеллекта по Ж. Пиаже. Сам. работа 7 6 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса
3.1. Педагог и обучающийся как субъект учебной деятельности. Лекции 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Предпосылки (задатки) деятельности педагога. Способности, мотивация и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Соответствие человека педагогической деятельности. Практические 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Особенности субьекта учебной деятельности разного возраста. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Понятие и структура учебной деятельности, проблема формирования учебной мотивации
4.1. Основные характеристики учебной деятельности. Лекции 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Учебные действия и операции. Усвоение.Самостоятельная работа. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности. Интерес в мотивационной сфере. Устойчивость учебной мотивации Сам. работа 7 6 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
5.1. Определение, средства и процедуры общения. Коммуникация и коммуникативная компетентность. Определение педагогического общения, его направленность, специфика, функции. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Единицы педагогического общения. Уровневая схема общения по Я. Яноушеку. Требования к стилю педагогического общения. Лекции 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Стратегии общения, виды общения. Тактика общения. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Учебно-педагогическое сотрудничество
6.1. Общая характеристика учебного сотрудничества. Сам. работа 7 6 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания.
7.1. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания. Лекции 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Воспитание в процессе обучения. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Взаимоотношения личности и коллектива. Роль семьи в воспитании детей. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Обучение и развитие
8.1. Мышление как способность ребенка к конкретизации и обобщению. Особенности эмпирического мышления. Специфика теоретического мышления. Сам. работа 7 6 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Три точки зрения на соотношение обучения и развития. Влияние уровней биологической зрелости организма на обучение. Теории П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова. Лекции 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Психологическая сущность современных форм и моделей обучения
9.1. Понятие об организационных формах обучения. Урок как основная форма организации обучения. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Проблемное, програмированное обучение. Интерактивное обучение. Формула «Обучаясь, обучаю». Интерактивные формы обучения. Сам. работа 7 10 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Контроль в обучении. Педагогическая оценка
10.1. Сущность, виды, методы и формы контроля в обучении. Психодиагностика в образовательный учреждениях. Лекции 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Методы диагностики познавательных процессов. Методы диагностики личности. Диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников. Диагностика межличностных отношений и психологического климата. Практические 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.3. Неуспеваемость учащихся. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. Сам. работа 7 6 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. Приложение - ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. Приложение - ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение - ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Гуружапова В.И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Талызина Н.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Педагогическая психология».
Дисциплина «Педагогическая психология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу.

Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинара;
- прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

Методичские рекомендации по самостоятельной работе с литературными источниками
В процессе подготовки к семинарским занятиям , необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно - методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной , справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета , статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний , позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов с вое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, вы явить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме

Методические рекомендации по подготовке рефератов.
В рамках самоподготовки и промежуточного и итогового контроля знаний студенты готовят рефераты.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые преподавателем.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Оформление реферата производится в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению курсовых и дипломных работ. Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.
Если реферат не сдан в срок, студент не допускается к зачету.
Преподаватель оценивает самостоятельность выполнения реферата, степень знания и глубину понимания использованной литературой, логику изложения.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.