Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 14 | 20 | 14 |
Практические | 16 | 12 | 16 | 12 |
Сам. работа | 72 | 44 | 72 | 44 |
Итого | 108 | 70 | 108 | 70 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | формирование у студентов представлений о механизмах, закономерностях и условиях, обеспечивающих формирование личности в образовательном процес¬се. формирование у студентов интереса к педагогической практике как прикладной деятельности биолога в области образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.05 |
ПК-7 | способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | определение педагогической психологии, её взаимосвязь с другими науками; основные методы педагогической психологии; научение и учение, мотивы и мотивация учения; особенности усвоения знаний, умений и навыков; характеристику педагогической деятельности; педагогические способности и стили деятельности; педагогическое общение; основные подходы к воспитанию актуальные проблемы и тенденции развития профессиональной деятельности ключевые методологические, методические и технологические основы изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять критерии обучаемости; формулировать мотивации на учебную деятельность; определять ответственность и выявлять приемы формирования ответственности у школьников; самостоятельно определять методы и модели воспитания на основе полученных теоретических знаний; определять конфликты в психолого-педагогическом процессе; стили педагогического общения; диагностировать педагогические способности Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) конструировать и анализировать различного типа учебно-воспитательные ситуации, а также прогнозировать их эффективность при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения полученных знаний и умений в практической деятельности Методикой проведения учебных занятий по учебным предметам, курсам,дисциплинам (модулям) образовательной программы навыками анализа и решения психолого-педагогических проблемных ситуаций в образовательном процессе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Педагогическая психология: становление и современное состояние | ||||||
1.1. | Предмет, задачи, структура педагогической психологии. История становления и связь с другими науками. Основные теории обучения. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Вклад Яна Амоса Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Песталоцци (1746-1827), Иоганна Гербарта (1776-1841), Адольфа Дистервега (1790-1866), К.Д. Ушинского (1824-1870), П.Ф. Каптерева (1849-1922). Суггестология Г.К. Лозанова. Метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Периодизация возрастного развития человека | ||||||
2.1. | Критерии периодизации возрастного развития по Л.С. Выготскому. Периодизация Л.С. Выготского. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину. Периодизация развития личности по З. Фрейду. Периодизация развития личности по Э. Эриксону. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса | ||||||
3.1. | Педагог и обучающийся как субъект учебной деятельности. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Предпосылки (задатки) деятельности педагога. Способности, мотивация и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Соответствие человека педагогической деятельности. | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Особенности субьекта учебной деятельности разного возраста. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Понятие и структура учебной деятельности, проблема формирования учебной мотивации | ||||||
4.1. | Основные характеристики учебной деятельности. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Учебная задача в структуре учебной деятельности. Учебные действия и операции. Усвоение.Самостоятельная работа. | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.3. | Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности. Интерес в мотивационной сфере. Устойчивость учебной мотивации | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса | ||||||
5.1. | Определение, средства и процедуры общения. Коммуникация и коммуникативная компетентность. Определение педагогического общения, его направленность, специфика, функции. | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.2. | Единицы педагогического общения. Уровневая схема общения по Я. Яноушеку. Коммуникативная и педагогическая задачи – функциональные единицы общения. Коммуникативные задачи говорящего и слушающего. Требования к стилю педагогического общения. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.3. | Стратегии общения, виды общения. Тактика общения. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 6. Учебно-педагогическое сотрудничество | ||||||
6.1. | Общая характеристика учебного сотрудничества. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 7. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания. | ||||||
7.1. | Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
7.2. | Воспитание в процессе обучения. | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
7.3. | Взаимоотношения личности и коллектива. Роль семьи в воспитании детей. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 8. Обучение и развитие | ||||||
8.1. | Мышление как способность ребенка к конкретизации и обобщению. Особенности эмпирического мышления. Специфика теоретического мышления. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
8.2. | Три точки зрения на соотношение обучения и развития. Влияние уровней биологической зрелости организма на обучение. Теории П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 9. Психологическая сущность современных форм и моделей обучения | ||||||
9.1. | Лекции | 3 | 0 | |||
9.2. | Понятие об организационных формах обучения. Урок как основная форма организации обучения. | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
9.3. | Проблемное, програмированное обучение. Интерактивное обучение. Формула «Обучаясь, обучаю». Интерактивные формы обучения. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 10. Контроль в обучении. Педагогическая оценка | ||||||
10.1. | Сущность, виды, методы и формы контроля в обучении. Психодиагностика в образовательный учреждениях. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
10.2. | Методы диагностики познавательных процессов. Методы диагностики личности. Диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников. Диагностика межличностных отношений и психологического климата. | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
10.3. | Неуспеваемость учащихся. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
СМ. Приложение - ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
СМ. Приложение - ФОС. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. Приложение - ФОС. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сарычев С.В., Логвинов И.Н. | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Под ред. Гуружапова В.И. | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Талызина Н.Ф. | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова | Педагогическая психология: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Педагогическая психология». Дисциплина «Педагогическая психология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. При подготовке к семинарским занятиям необходимо: - внимательно ознакомиться с тематикой семинара; - прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу; - составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия; - проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки; Методичские рекомендации по самостоятельной работе с литературными источниками В процессе подготовки к семинарским занятиям , необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно - методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной , справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета , статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний , позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов с вое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, вы явить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме Методические рекомендации по подготовке рефератов. В рамках самоподготовки и промежуточного и итогового контроля знаний студенты готовят рефераты. Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые преподавателем. Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения. Оформление реферата производится в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению курсовых и дипломных работ. Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников. Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий. Если реферат не сдан в срок, студент не допускается к зачету. Преподаватель оценивает самостоятельность выполнения реферата, степень знания и глубину понимания использованной литературой, логику изложения. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |