МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Индивидуальный стиль деятельности профессионала

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Индивидуальный стиль деятельности профессионала

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. наук, профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой доктор психол. наук, профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование нравственной, этической, мировоззренческой позиции профессионала-психолога, повышение уровня его личностной зрелости средствами предметной деятельности
• Формирование целостного представления студента о структуре, динамике, возрастных особенностях процесса профессионального самоопределения и профессионального развития личности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-10 способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные парадигмы профессионального самоопределения.
• Психологические механизмы процесса самоопределения
• Профессиональное самоопределение: стадии /этапы процесса, основные параметры.
• Модели профессионального развития: основные психологические характеристики, стадии, самореализация в профессии.
• Содержание понятий профессиональная идентичность и маргинализм.
• Основные профессиональные функции психолога.
• Социально-экономические факторы выбора профессии.
• Процессуальный и статусный подход к типологизации видов карьер (вертикальная и горизонтальная, профессиональная организационная).
• Классификация видов карьер. Движущие механизмы карьерного процесса.
• Особенности профессиональной подготовки психологов на региональном и международном уровне.
• Содержание профессиональных стандартов и стандартов ФГОС
• Развитие службы практической психологии образования в Алтайском крае.
• тезаурус для описания структуры деятельности специалиста
• Типичные психологические проблемы профессионального самоопределения.
• Средства психологического консультирования и психологического тренинга для нормализации профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1. • диагностировать и корректировать отклонения в профессионально-личностном развитии
• составлять психодиагностические заключения по результатам обследования профессионала и составлять рекомендации по их использованию
интерпретировать результаты психодиагностических тестов, применяемых при профотборе, а также подбирать тестовые модули для диагностики профессиональной пригодности к конкретным видам профессиональной деятельности
Формировать и формулировать цели профессионального развития, решать тактические и стратегические задачи по их достижению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• психологическими технологиями для рефлексии индивидуального стиля деятельности профессионала
профессионально важными навыками составление экспертного заключения о профессиональной направленности личности и профпригодности
• навыками генерирования ресурсных состояний психолога; способами и психотехники эмоционального и физического восстановления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональное и личностное самоопределение субъекта
1.1. Професиональное и личностное самоопределение субъекта Лекции 3 1 Л1.5, Л1.2, Л1.3
1.2. Типичные психологические прблемы профессионального и личностного самоопределения на разных возрастных этапах Лекции 3 1 Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.3. Модели профессионального развития психолога Лекции 3 1 Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.4. Риски формирования деструктивных тенденций в состояних и процессах личности в процессе осуществеления профессиональной деятельности Лекции 3 1 Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л2.3
1.5. Нормативное-правовая база регламентирующая подготовку психологов: профессиональные и образовательные стандарты. Международные образовательные практики. Лекции 3 1 Л1.5, Л2.1, Л1.2
1.6. Принципы экологичного взаимодействия в практической психологии Лекции 3 1 Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.8, Л1.2, Л2.3
1.7. Методы психологической диагностики профессионального самоопределения субъета Сам. работа 3 2 Л1.5, Л1.7, Л1.2
1.8. Социально-экономические факторы выбора профессии Сам. работа 3 2 Л1.5, Л2.1, Л1.2
1.9. Классификация видов карьер Сам. работа 3 2 Л1.5, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.10
1.10. Особенности профессиональной подготовки психологов в Алтайском крае Сам. работа 3 1 Л1.5, Л2.1, Л1.2, Л1.10
Раздел 2. Индивидуальный стиль деятельности практического психолога
2.1. Навыки работы психолога в системах «психолог - пациент», «психолог - клиент», «психолог – его ученики» Практические 3 2 Л1.9, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л1.6, Л1.2, Л1.10
2.2. Ресурсные состояния психолога; способы и психотехники эмоционального и физического восстановления Практические 3 2 Л1.5, Л1.2
2.3. Работа с сопротивлением клиента Практические 3 2 Л1.9, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
2.4. Супервизия демо-версии работы с клиентом Практические 3 6 Л1.9, Л1.5, Л2.2, Л1.6, Л1.1, Л1.2
2.5. Формирование целостной системы профессиональной деятельности Практические 3 6 Л1.5, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Особенности клиента и его проблемы как факторы выбора методов и приёмов психологической работы с ним Сам. работа 3 2 Л1.5, Л1.6, Л1.2
2.7. Ресурсные состояния психолога; способы и психотехники эмоционального и физического восстановления Сам. работа 3 2 Л1.5, Л1.2, Л1.10
2.8. Работа с сопротивлением клиента Сам. работа 3 2 Л1.9, Л1.5, Л2.2, Л1.6, Л1.1, Л1.2
2.9. Самоанализ мотивационно-ценностной сферы (Методика Фанталовой «Ц-Д») в контексте выбора профессии оценки риска маргинализма Сам. работа 3 2 Л1.5, Л1.7, Л1.2
2.10. Составить и провести структурированное интервью со специалистами, имеющими опыт работы в одной сфере деятельности более 10 лет (анализ процесса профессионального самоопределения и становления) Сам. работа 3 2 Л1.9, Л1.5, Л2.2, Л1.6, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.10
2.11. Подобрать тестовые модули для диагностики профессиональной пригодности к конкретным видам профессиональной деятельности Сам. работа 3 2 Л1.5, Л1.7, Л1.2
2.12. Составление экспертного заключения о профессиональной направленности личности и профпригодности. Сам. работа 3 2 Л1.5, Л1.6, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
предстален в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афашагова А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учеб. пособие М.; Берлин: Директ-Медиа, Адыгейский государственный университет, 2014 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720
Л1.2 Константинов В. В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Холодцева Е. Л., Портнова А. Г. Акмеология субъекта профессиональной деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2010 biblioclub.ru
Л1.4 Арон И. С. Психология готовности к профессиональному самоопределению: Научные монографии ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.5 Т. В. Дубинина Психология труда: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 www.lib.asu.ru
Л1.6 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л1.7 Б.К. Грязнов Диагностика профессиональной пригодности специалистов: М. : Лаборатория книги, 2010 biblioclub.ru
Л1.8 Савинков В.И., Бакланов П.А Этика и психология профессиональной деятельности гражданского служащего в схемах: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.9 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
Л1.10 Юртаева Н. И. Развитие лидерских качеств в процессе профессиональной подготовки: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шумилов В. М. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/406380
Л2.2 Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Канке Алла Анатольевна Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие ФОРУМ, 2016 znanium.com
Л2.4 Е.В. Иванова Тренинг управления изменениями в организации: Учебник СПб.: Речь, 2007
Л2.5 А.А. Бобров Путь к профессионализму: учебное пособие М. : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Елисеева Л.Я. ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ : Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Индивидуальный стиль деятельности профессионала" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line
http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань»
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://elibrary.ru
http://vch.narod.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ,
поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. Особое внимание следует уделять разделам, посвященный теоретико-методологическим подходам к конструированию модли самоотношения. Как показывает опыт, эти темы представляются наиболее трудными для самостоятельного изучения студентом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.
При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:
• составить план материала,
• при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
• подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
• время доклада или выступления – 5-6 минут
• после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
• Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)
• Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

• Ознакомится со списком литературы по теме, связанной с выполнением задания
• Выписать и выучить термины, связанные с темой
• Выбрать и отсмотреть стимульный материал (фильм и пр.)
• Выбрать эпизоды, иллюстрирующие необходимые по заданию психологические феномены
• При наличии возможности обсудить свои предположения с партнерами
• Подготовить аргументы, почему тот или иной стимульный материал иллюстрирует заявленный психологические феномен. Подготовить ответ, с использованием специализированных терминов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
успешное прохождение промежуточной аттестации подразумевает наличие 3х компонентов за период изучения дисциплины.
1. Успешное прохождение теста (свыше 50% заданий)
2. Выполнение всех практических заданий.
3. Устный ответ при прохождении итоговой промежуточной аттестации и выполнение практического задания.