МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по физиологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология человека и животных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ-2- 2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 152
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15 14 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 16 16 16 16 64 64
Сам. работа 40 40 56 56 56 56 152 152
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
канд. биол. наук, доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
доктор. биол. наук, профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по физиологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Практикум по физиологии человека и животных» являются формирование представлений об основных методах физиологического эксперимента; освоение навыков практической работы на лабораторном и приборном оборудовании, сбор и анализ физиологических показателей, важных для понимания механизмов работы организма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов
ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
ПК-6 способностью руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.физиологические методы исследований; методы статистического анализа; методологию научных физиологических исследований биологических объектов; знать основные методы исследования функционирования организма; современные методы исследования и современную аппаратуру для иссследования функций организма; знать методику работы на современной аппаратуре; современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях; методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды; устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с научной литературой; проводить лабораторные, биологические исследования; правильно оформлять результаты работы; работать с аппаратурой; интерпретировать полученные данные; применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектамии, современной аппаратурой в лабораторных условиях; пользоваться оборудованием, применяемым в биологических исследованиях; проводить исследования индивидуально или в составе группы; выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с лабораторным оборудованием и компьютерными программами по обработке полученных данных; статистическими методами анализа; навыками использования физиологического оборудования; знаниями по анализу и интерпретации полученных результатов; владения навыками для самостоятельного планирования эксперемента; современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях с помощью современной аппаратуры; навыками оценки состояния изучакмых объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации; навыками применения основных средств лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов, публикаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования состояния сердечно-сосудистой системы.
1.1. Исследование перестроек частоты сердечных сокращений человека при функциональной нагрузке. Частота сердечных сокращений как косвенный метод оценки физической работоспособности. Стэп-эргометрия. Вариационная пульсометрия. Оценка вегетативного статуса человека и реакции системы кислороообеспечения на ортопробу, основанная на анализе кардиоритма. Корреляционная ритмография-скаттерография. Лабораторные 1 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
1.2. Косвенные методы оценки гемодинамики. Сам. работа 1 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Методы исследования системы крови
2.1. Наблюдение буферных свойств сыворотки крови. Приготовление мазка крови. Определение лейкоцитарной формулы. Лабораторные 1 6 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
2.2. Методы исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостазасистемы крови Сам. работа 1 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Функциональное тестирование в физиологии. Исследование состояния дыхательной системы.
3.1. Оценка параметров внешнего дыхания по данным капнографии. Оценка системы внешнего дыхания с помощью нагрузочной пробы Туло. Оценка влияния пробы произвольной гипервентиляции на систему внешнего дыхания. Оценка произвольного порогового апноэ. Лабораторные 1 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
3.2. Процессы дыхания, лежащие в основе капнографии. Диагностическая значимость капнографических показателей. Сам. работа 1 10 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Исследование взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем при нагрузках.
4.1. Исследование особенностей адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к гипоксической нагрузке. Исследование особенностей адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физической нагрузке. Лабораторные 1 10 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
4.2. Интегральные показатели работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сам. работа 1 14 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Функциональное тестирование в физиологии. Методы оченки состояния теплообмена и терморегуляции.
5.1. Изменение температуры тела в условиях охлаждения и нагревания. Роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела. Холодовая температурная проба. Лабораторные 2 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
5.2. Теоретические основы калориметрии как способа оценки обмена веществ Сам. работа 2 24 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования влдияния факторов среды на функциональное состояние человека
6.1. Исследование влияния абиотических факторов среды на состояние человека. Построение профиля экологического реагирования на действие факторов среды. Лабораторные 2 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л2.1
6.2. Физиологичесие основы метеотропности человечкеского организма. Сам. работа 2 32 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Функциональное тестированире в физиологии. Методы исследования ВНД
7.1. Оценка эмоциональных реакций человека по КГР Одновременная регистрация основных электрофизиологических показателей Влияние цели на результат деятельности. Влияние обстановочной афференции на результат деятельности. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности. Ощущение, восприятие, внимание как проявления ВНД. Исследование переключения внимания с помощью бело-черной таблицы Горбовского. Оценка устойчивости внимания с помощью цифровых таблиц Шульте. Методика определения кратковременной памяти. Методика «Образная память». Объем кратковременной памяти. Непроизвольная память. Зависимость запоминания от установки личности. Осмысленность восприятия в запоминании. Методика «оперативная память» Опыт «Прием информации». Мышление, как проявление ВНД. Изучение образов восприятия и представления. Слуховые иллюзии. Пространственные иллюзии. Лабораторные 3 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.5, Л2.2
7.2. Общая характеристика методов исследования высшей нервной деятельности человека Сам. работа 3 26 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 8. Функциональное тестирование в физиологии. Методы исследования анализаторов
8.1. Специфичность анализаторов. Раздражение периферического конца анализатора неадекватными раздражителями. Хронаксиметрия анализаторов (сенсорная хронаксия). Определение порогов различения. Измерение интервалов функциональных сдвигов в анализаторах человека. Ритмическое раздражение анализаторов. Функциональная подвижность анализаторов. Кожно-гальванический рефлекс как показатель сдвигов в системе анализатора. Исследование век, конъюнктивы и глазного яблока при боковом (фокальном) освещении. Экзофтальмометрия.Определение горизонтального размера роговицы и цвета глаз. Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Исследование зрачков и зрачковых реакций. Алгезиметрия (исследование тактильной чувствительности роговицы). Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Определение остроты зрения (визометрия). Исследование характера зрения при двух открытых глазах (бинокулометрия). Исследование периферического зрения. Лабораторные 3 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2
8.2. Общие принципы работы анализаторов. Особенности зрительного, слухового восприятия Сам. работа 3 30 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ноздрачев А.Д. Большой практикум по физиологии человека и животных: учеб. пособие М. : Академия, 2007 33
Л1.2 Томилова И.Н. Большой практикум по физиологии человека: учебное пособие Алт. ун-та, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/512
Л1.3 Воронина, Инна Юрьевна. Большой практикум по физиологии человека (физиология анализаторов): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/392
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Джебраилова Т.Д., Киселев И.И., Умрюхин П.Е. Нормальная физиология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Сапего А. В. Практикум по физиологии человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 О. И. Федорова Хроноструктура физиологических функций при адаптации человека к климатоконтрастным условиям среды [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.4 И. Ю. Воронина Физиология трудовых процессов: [учеб. пособие] Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.5 Брин В.Б., Захаров Ю.М., Мазинг Ю.А., Недоспасов В.О., Пятин В.Ф., Ткаченко Б.И. Нормальная физиология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2009 51
Л3.2 Филатова О.В., Томилова И.Н Физиологическая антропология: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Научная электронная библиотека «Киберленинка»http://cyberleninka.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Практикум по физиологии»
Дисциплина «Практикум по физиологии» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации по подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля.
Устный опрос проводится на лабораторном занятии, непосредственно перед выполнением лабораторных работ.
При подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой лабораторного занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

Методические рекомендации по подготовке рефератов.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с.Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.

Методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным работам
Лабораторные занятия являются основным видом учебных занятий и позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
На лабораторных занятиях осуществляются следующие формы работ со студентами: индивидуальная (оценка знаний, выполненных тестовых заданий, проверка рабочих тетрадей); групповая (выполнение заданий малыми группами по 2-4 человека); фронтальная (подведение итогов выполнения лабораторных работ, подведение итогов выполнения теста).
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь. Тестовые задания выполняются на специальных бланках, выдаваемых преподавателем индивидуально. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы и/или практического задания, необходимый раздаточный материал.
Структура лабораторного занятия
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы и/или практических задач.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка лабораторных тетрадей.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения.
По теме занятия проводится устный опрос, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы или практического.
Индивидуальный контроль осуществляется в форме тестов. После написания теста его вопросы проговариваются еще раз, и на них даются правильные ответы. Тесты проверяются во внеучебное время.
Лабораторная работа или практические задания выполняются в соответствии с методическими указаниями.
Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе.
Лабораторный отчет оформляется по следующей схеме:
Дата
Тема занятия
Номер лабораторной работы (задания)
Цель и задачи лабораторной работы (задания)
Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
Выводы в соответствии с целью и задачами.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».