МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сравнительная и эволюционная физиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология человека и животных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ-2- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н. , профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н. , профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Сравнительная и эволюционная физиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Сравнительная физиология» являются:
сформировать представление об общих закономерностях приспособления к факторам внешней среды;
научить выделить знания о функциях, которые лежат в основе механизмов, закономерностей взаимодействия организма с окружающей средой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных исследований
основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных исследований в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методические основы проектирования выполнения полевых и лабораторных исследований,
применять методические основы проектирования выполнения полевых и лабораторных исследований в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектирования выполнения полевых и лабораторных исследований.
навыками проектирования выполнения полевых и лабораторных исследований в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сравнительная физиология дыхания
1.1. Газы в воздухе и в воде. Водное дыхание. Дыхание в воздухе. Роль кожи в дыхании. Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2
1.2. Спирометрия. Лабораторные 2 4 ПК-2
1.3. Легкие млекопитающих. Дыхание насекомых, рыб, птиц. Сам. работа 2 14 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Кровь
2.1. Перенос кислорода кровью. Лекции 2 1
2.2. Подсчет форменных элементов крови Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.3. Эволюционные аспекты. Перенос двуокиси углерода кровью. Сам. работа 2 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Кровообращение
3.1. Вычисление работы сердца у человека и представителей других таксонов. Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1
3.2. Кровообращение у позвоночных. Лекции 2 2 Л1.4, Л1.2
3.3. Циркуляция жидкостей у беспозвоночных. Сам. работа 2 14 ПК-2 Л1.1, Л1.4
Раздел 4. Пища и энергия Выделение
4.1. Пищеварение. Питание. Запасание энергии. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.2
4.2. Исследование ферментативных свойств желудочного сока Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1
4.3. Энергетическая цена локомоций. Влияние температуры на физиологические параметры. Сам. работа 2 12 ПК-2 Л2.1
Раздел 5. Управление и интеграция
5.1. Регуляция и теория управления. Системы нервной регуляции. Система гормональной регуляции. Лекции 2 1 Л1.1
5.2. Исследование безусловных рефлексов человека. Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Процессы регулирования и интеграции у беспозвоночных. Сам. работа 2 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Информация и органы чувств
6.1. Инфракрасное излучение. Животное электричество. Рецепция магнитных полей. Лекции 2 1 Л1.1
6.2. Методы исследования сенсорных систем организма Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1
6.3. Преобразование и передача информации. Переработка сенсорной информации. Сам. работа 2 12 ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
Л1.2 Скопичев В. Г., Максимюк Н. Н., Шумилов Б. В. ЗООТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Писменская В. Н., Ленченко Е. М., Голицына Л. А. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 О. В. Филатова Физиология сердечно-сосудистой системы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. А. Д. Ноздрачева Общий курс физиологии человека и животных. Том 2.: учебник М.: Высшая школа, 1991 91
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Романенко В. Н. Основы сравнительной физиологии беспозвоночных: учебное пособие. – Томск : Томский государственный университет , 2012. – 224 с. vital.lib.tsu.ru
Э2 Шошина И. И., Гершкорон Ф. А., Инжеваткин Е. В. Физиология. Конспект лекций /Красноярск: ИПК СФУ, 2008. http://liber. lib.sfu-kras.ru/phpopac/elcat.php?menu1
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Сравнительная и эволюционная физиология».
Дисциплина ««Сравнительная и эволюционная физиология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Сравнительная и эволюционная физиология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.