Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология человека и животных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ-2- 2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Сравнительная физиология» являются: сформировать представление об общих закономерностях приспособления к факторам внешней среды; научить выделить знания о функциях, которые лежат в основе механизмов, закономерностей взаимодействия организма с окружающей средой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных исследований основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных исследований в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методические основы проектирования выполнения полевых и лабораторных исследований, применять методические основы проектирования выполнения полевых и лабораторных исследований в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками проектирования выполнения полевых и лабораторных исследований. навыками проектирования выполнения полевых и лабораторных исследований в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сравнительная физиология дыхания | ||||||
1.1. | Газы в воздухе и в воде. Водное дыхание. Дыхание в воздухе. Роль кожи в дыхании. | Лекции | 2 | 2 | Л1.3, Л1.2 | |
1.2. | Спирометрия. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | |
1.3. | Легкие млекопитающих. Дыхание насекомых, рыб, птиц. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Кровь | ||||||
2.1. | Перенос кислорода кровью. | Лекции | 2 | 1 | ||
2.2. | Подсчет форменных элементов крови | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Эволюционные аспекты. Перенос двуокиси углерода кровью. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Кровообращение | ||||||
3.1. | Вычисление работы сердца у человека и представителей других таксонов. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
3.2. | Кровообращение у позвоночных. | Лекции | 2 | 2 | Л1.4, Л1.2 | |
3.3. | Циркуляция жидкостей у беспозвоночных. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-2 | Л1.1, Л1.4 |
Раздел 4. Пища и энергия Выделение | ||||||
4.1. | Пищеварение. Питание. Запасание энергии. | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л1.2 | |
4.2. | Исследование ферментативных свойств желудочного сока | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
4.3. | Энергетическая цена локомоций. Влияние температуры на физиологические параметры. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л2.1 |
Раздел 5. Управление и интеграция | ||||||
5.1. | Регуляция и теория управления. Системы нервной регуляции. Система гормональной регуляции. | Лекции | 2 | 1 | Л1.1 | |
5.2. | Исследование безусловных рефлексов человека. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Процессы регулирования и интеграции у беспозвоночных. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Информация и органы чувств | ||||||
6.1. | Инфракрасное излучение. Животное электричество. Рецепция магнитных полей. | Лекции | 2 | 1 | Л1.1 | |
6.2. | Методы исследования сенсорных систем организма | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
6.3. | Преобразование и передача информации. Переработка сенсорной информации. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского | Фундаментальная и клиническая физиология: учебник | М.: Академия, 2004 | 10 |
Л1.2 | Скопичев В. Г., Максимюк Н. Н., Шумилов Б. В. | ЗООТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Писменская В. Н., Ленченко Е. М., Голицына Л. А. | АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | О. В. Филатова | Физиология сердечно-сосудистой системы: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. А. Д. Ноздрачева | Общий курс физиологии человека и животных. Том 2.: учебник | М.: Высшая школа, 1991 | 91 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Романенко В. Н. Основы сравнительной физиологии беспозвоночных: учебное пособие. – Томск : Томский государственный университет , 2012. – 224 с. | vital.lib.tsu.ru | ||
Э2 | Шошина И. И., Гершкорон Ф. А., Инжеваткин Е. В. Физиология. Конспект лекций /Красноярск: ИПК СФУ, 2008. | http://liber. lib.sfu-kras.ru/phpopac/elcat.php?menu1 | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э6 | Курс на платформе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Сравнительная и эволюционная физиология». Дисциплина ««Сравнительная и эволюционная физиология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Сравнительная и эволюционная физиология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |