МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология ВНД

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Физиология ВНД

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 Биология, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 февраля 2010 г. № 100 (степень "Бакалавр")

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• ознакомить с закономерностями условно-рефлекторной деятельности и механизмами формирования условных рефлексов;
• познакомить с формами и факторами организации поведения;
• дать представление об интегративной деятельности мозга;
• сформировать представления о физиологических механизмах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и животных с позиций функциональной организации деятельности нервной системы;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- молекулярно-клеточные механизмы памяти, обучения, эмоций, мышления, сознания;
- последствия нарушения молекулярно-клеточных механизмов для процессов ВНД;
- основные понятия, определения, термины, методы исследования ВНД.
- принципы структурно-функциональной организации головного мозга;
- закономерности поведения в различных условиях.
- современные методы работы и оборудование для исследовательских и лабораторных работ по изучению физиологических основ высшей нервной деятельности;
- принцип работы современного оборудования и аппаратуры (аудиометра, электроэнцефалографа, стабилометра и пр.);
- основные методы физилогии высшей нервной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- иллюстрировать роль мембранных процессов и нейрохимических механизмов в процессах переработки информации;
- сопоставлять изменение процессов переработки информации с изменением мембранных процессов нейрохимических механизмов;
- выбрать адекватные методы исследования ВНД;
- выделять общие закономерности высшей нервной деятельности человека;
- применять современные экспериментальные методы работы при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека
- на практике использовать современное экспериментальное оборудование;
- на основании полученных результатов оценивть функциональное состояние головного мозга и особенности психических процессов,
выделять общие закономерности высшей нервной деятельности человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Находить взаимосвязи висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных;
- навыком прослеживать взаимосвязи молекулярного, клеточного, висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных;
- навыком постановки цели, описания результатов, формулирования выводови интерпретации полученных результатов.
- Формулировать основные принципы ВНД животных и человека
- Составить суждение о взаимосвязи биологического и социального в поведении человека;
- Оценить особенности протекания процессов памяти, обучения, эмоций, мышления, сознания;
- Находить взаимосвязи молекулярного, клеточного, висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных;
- навыками описания и сравнительного анализа при изученииособенностей высшей нервной деятельности;
- работать с современной аппаратурой как для лабораторных работ, так и при выполнении исследовательских работ.
- Интерпретировать полученные результаты.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические аспекты изучения физиологии высшей нервной деятельности. Основные понятия и принципы ВНД
1.1. Методологические аспекты изучения физиологии высшей нервной деятельности. Основные понятия и принципы ВНД Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Развитие проблемы «мозг и психика». Сам. работа 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Функциональная организация и врожденная деятельность мозга. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности
2.1. Функциональная организация и врожденная деятельность мозга. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. 1. Выработка и угасание сосудистого и зрачкового условных рефлексов у человека. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.3, Л1.1
2.3. Эволюция форм врожденных и приобретенных поведенческих реакций. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Структура поведенческого акта
3.1. Структура поведенческого акта. Нейрофизиологические основы памяти Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.2. 2. Этапы формирования функциональной системы поведения. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.3. Структура функциональной системы по П.К. Анохину. Разновидности функциональных систем. Генетическая и нейрологическая память. Нервные и химические теории нейрологической памяти. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Функциональные состояния
4.1. Функциональные состояния Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Адаптивное значение суточного ритма. Эволюция сна. Теории сна. Сновидения. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Сознание. Нейрофизиологические основы сознания. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.1
Раздел 5. Нейрофизиологические основы памяти
5.1. 3. Исследование динамики процесса заучивания 4. Исследование устойчивости, переключения и закономерностей распределения внимания с помощью цифровых таблиц Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.3
5.2. Временная организация памяти. Роль памяти в организации поведения Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.1
Раздел 6. Мотивации и эмоции.
6.1. Мотивации и эмоции. Двигательный и вегетативный компонент. Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.2. 5. Эмоции. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.3. 9. Определение латентных периодов сенсомоторной и психической реакций человека Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.4. Мотивации и эмоции как факторы организации поведения. Лимбическая система и вегетативный компонент мотиваций и эмоций Сам. работа 8 8 ОПК-4 Л1.3, Л2.2, Л1.1
6.5. Функциональная организация двигательной функции Сам. работа 8 6 ОПК-4 Л1.3, Л1.1
Раздел 7. Особенности и индивидуальные различия ВНД человека
7.1. Особенности и индивидуальные различия ВНД человека Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
7.2. 11. Функциональная асимметрия мозга при пространственно-моторной ориентации. 12. Половые различия межполушарной асимметрии в процессах запоминания речевой информации 13. Оценка уравновешенности нервных процессов 14. Оценка подвижности нервных процессов по переделке положительной реакции в тормозную 15. Определение силы нервной системы с использованием теппинг-теста 16. Кинематометрическая методика исследования подвижности нервных процессов 17. Кинематометрическая методика изучения баланса нервных процессов 18. Определение типа ВНД человека по скорости образования и торможения условного вегетативного зрачкового рефлекса 19. Определение типа темперамента человека. Практические 8 6 ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
7.3. Речь. Функциональная межполушарная асимметрия. Типы ВНД. Сам. работа 8 8 ОПК-4 Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковалева А.В. Нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учеб. для вузов М.: Академия, 2003 20
Л1.3 Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология вышей нервной деятельности : учебник для биол. спец. вузов Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2008 20
Л2.2 Николаева Е. И. Психофизиология: Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учеб. для вузов М.: ПЕР СЭ, 2003 8
Л2.3 Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: М. : МПСИ, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с. znanium.com
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Физиология высшей нервной деятельности
Дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология высшей нервной деятельности». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты практической работы. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.