Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | • ознакомить с закономерностями условно-рефлекторной деятельности и механизмами формирования условных рефлексов; • познакомить с формами и факторами организации поведения; • дать представление об интегративной деятельности мозга; • сформировать представления о физиологических механизмах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и животных с позиций функциональной организации деятельности нервной системы; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-4 | способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - молекулярно-клеточные механизмы памяти, обучения, эмоций, мышления, сознания; - последствия нарушения молекулярно-клеточных механизмов для процессов ВНД; - основные понятия, определения, термины, методы исследования ВНД. - принципы структурно-функциональной организации головного мозга; - закономерности поведения в различных условиях. - современные методы работы и оборудование для исследовательских и лабораторных работ по изучению физиологических основ высшей нервной деятельности; - принцип работы современного оборудования и аппаратуры (аудиометра, электроэнцефалографа, стабилометра и пр.); - основные методы физилогии высшей нервной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - иллюстрировать роль мембранных процессов и нейрохимических механизмов в процессах переработки информации; - сопоставлять изменение процессов переработки информации с изменением мембранных процессов нейрохимических механизмов; - выбрать адекватные методы исследования ВНД; - выделять общие закономерности высшей нервной деятельности человека; - применять современные экспериментальные методы работы при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека - на практике использовать современное экспериментальное оборудование; - на основании полученных результатов оценивть функциональное состояние головного мозга и особенности психических процессов, выделять общие закономерности высшей нервной деятельности человека. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Находить взаимосвязи висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных; - навыком прослеживать взаимосвязи молекулярного, клеточного, висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных; - навыком постановки цели, описания результатов, формулирования выводови интерпретации полученных результатов. - Формулировать основные принципы ВНД животных и человека - Составить суждение о взаимосвязи биологического и социального в поведении человека; - Оценить особенности протекания процессов памяти, обучения, эмоций, мышления, сознания; - Находить взаимосвязи молекулярного, клеточного, висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных; - навыками описания и сравнительного анализа при изученииособенностей высшей нервной деятельности; - работать с современной аппаратурой как для лабораторных работ, так и при выполнении исследовательских работ. - Интерпретировать полученные результаты. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические аспекты изучения физиологии высшей нервной деятельности. Основные понятия и принципы ВНД | ||||||
1.1. | Методологические аспекты изучения физиологии высшей нервной деятельности. Основные понятия и принципы ВНД | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.2. | Развитие проблемы «мозг и психика». | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. Функциональная организация и врожденная деятельность мозга. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности | ||||||
2.1. | Функциональная организация и врожденная деятельность мозга. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | 1. Выработка и угасание сосудистого и зрачкового условных рефлексов у человека. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.3, Л1.1 |
2.3. | Эволюция форм врожденных и приобретенных поведенческих реакций. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4 | Л1.3, Л1.1 |
Раздел 3. Структура поведенческого акта | ||||||
3.1. | Структура поведенческого акта. Нейрофизиологические основы памяти | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
3.2. | 2. Этапы формирования функциональной системы поведения. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Структура функциональной системы по П.К. Анохину. Разновидности функциональных систем. Генетическая и нейрологическая память. Нервные и химические теории нейрологической памяти. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4 | Л1.3, Л1.1 |
Раздел 4. Функциональные состояния | ||||||
4.1. | Функциональные состояния | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Адаптивное значение суточного ритма. Эволюция сна. Теории сна. Сновидения. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4 | Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Сознание. Нейрофизиологические основы сознания. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4 | Л1.1 |
Раздел 5. Нейрофизиологические основы памяти | ||||||
5.1. | 3. Исследование динамики процесса заучивания 4. Исследование устойчивости, переключения и закономерностей распределения внимания с помощью цифровых таблиц | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.3 |
5.2. | Временная организация памяти. Роль памяти в организации поведения | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4 | Л1.1 |
Раздел 6. Мотивации и эмоции. | ||||||
6.1. | Мотивации и эмоции. Двигательный и вегетативный компонент. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | 5. Эмоции. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
6.3. | 9. Определение латентных периодов сенсомоторной и психической реакций человека | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
6.4. | Мотивации и эмоции как факторы организации поведения. Лимбическая система и вегетативный компонент мотиваций и эмоций | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-4 | Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
6.5. | Функциональная организация двигательной функции | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4 | Л1.3, Л1.1 |
Раздел 7. Особенности и индивидуальные различия ВНД человека | ||||||
7.1. | Особенности и индивидуальные различия ВНД человека | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
7.2. | 11. Функциональная асимметрия мозга при пространственно-моторной ориентации. 12. Половые различия межполушарной асимметрии в процессах запоминания речевой информации 13. Оценка уравновешенности нервных процессов 14. Оценка подвижности нервных процессов по переделке положительной реакции в тормозную 15. Определение силы нервной системы с использованием теппинг-теста 16. Кинематометрическая методика исследования подвижности нервных процессов 17. Кинематометрическая методика изучения баланса нервных процессов 18. Определение типа ВНД человека по скорости образования и торможения условного вегетативного зрачкового рефлекса 19. Определение типа темперамента человека. | Практические | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
7.3. | Речь. Функциональная межполушарная асимметрия. Типы ВНД. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-4 | Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ковалева А.В. | Нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник | Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.2 | Шульговский В.В. | Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учеб. для вузов | М.: Академия, 2003 | 20 |
Л1.3 | Данилова Н.Н., Крылова А.Л. | Физиология вышей нервной деятельности : учебник для биол. спец. вузов | Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 | 7 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Батуев А.С. | Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов | СПб.[и др.]: Питер, 2008 | 20 |
Л2.2 | Николаева Е. И. | Психофизиология: Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учеб. для вузов | М.: ПЕР СЭ, 2003 | 8 |
Л2.3 | Теплов Б. М. | Психология и психофизиология индивидуальных различий: | М. : МПСИ, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с. | znanium.com | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э5 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Физиология высшей нервной деятельности Дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология высшей нервной деятельности». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты практической работы. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |