МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эколого-географический анализ территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 35
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 35 35 35 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Эколого-географический анализ территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Геннадий Яковлевич, д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Геннадий Яковлевич, д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у студентов системных знаний об экологической оценке территории.

Освоение учебной дисциплины нацелено на решение следующих задач:
- продолжить формирование экологического мировоззрения у студентов, обучающихся по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование за счет знаний об экологической диагностике территории;
- ознакомиться с методами и методиками экологической диагностики территории;
- научиться применять методики оценки экологического состояния территории и пользоваться инструментарием для экодиагностики территории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-15 владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.факторы дифференциации ландшафтов (природные, антропогенные); понятие о природном потенциале ландшафта (природно-ресурсном), потенциале геоэкологическом (экологическом), потенциале устойчивости; классификации антропогенных систем; классификации экологических проблем и ситуаций; критерии (методы) оценки экологического состояния территории; понятие об адаптивном природопользовании, эколого-хозяйственном балансе территории, экологическом каркасе территории.
3.2.Уметь:
3.2.1.различать экологическую ситуацию от проблемы; выявлять остроту экологической ситуации; работать с методиками оценки экологического состояния территории (анализ природного потенциала территории, определение бальной оценки степени устойчивости ландшафтов к антропогенным воздействиям, оценка остроты антропогенной трансформации ландшафтов, определение степени антропогенной трансформации ландшафтов); применять методики оценки экологического состояния территории и пользоваться инструментарием для экодиагностики территории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения природного потенциала ландшафта; применять методики оценки экологического состояния территории; пользоваться инструментарием для экодиагностики территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Паздел 1. Экологическая оценка территории
1.1. Введение в курс. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.2. Природно-ландшафтная дифференциация территории. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.3. Определение природно-ландшафтной дифференциации района исследования. Практические 8 4 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.4. Составление легенды к картосхеме "Природные (восстановленные ландшафты) на уровне типов местности и урочищ в пределах муниципального района Алтайского края". Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.5. Природный потенциал ландшафта. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.6. Экологически значимые природные свойства ландшафтов (природный потенциал ландшафтов). Практические 8 4 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.7. Определение экологически значимых свойств ландшафтов (заполнение таблицы). Формулирование обобщений и выводов. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.8. Анализ природного потенциала (природно-ресурсного, геоэкологического (экологического), потенциала устойчивости) территории. Определение бальной оценки степени устойчивости ландшафтов к внешним воздействиям. Практические 8 4 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.9. Анализ природного потенциала (геоэкологического, природно-ресурсного, потенциала устойчивости) территории. Сам. работа 8 3 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.10. Определение бальной оценки степени устойчивости ландшафтов к антропогенным воздействиям. Сам. работа 8 3 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.11. Построение картосхемы, отражающей степень устойчивости ландшафтов (на уровне типов местности и урочищ) к антропогенным воздействиям для исследуемого муниципального района (по выбору студента). Формулирование обобщений и выводов. Сам. работа 8 3 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.12. Оценка остроты антропогенной трансформации ландшафтов. Практические 8 4 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.13. Определение бальной оценки степени антропогенной трансформации ландшафтов. /Ср/ Сам. работа 8 3 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.14. Построение фоновой картосхемы, отражающей степень антропогенной трансформации территории. Формулирование обобщений и выводов. Сам. работа 8 3 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.15. Критерии (методы) оценки экологического состояния территории и экодиагностика. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.16. Классификации экологических проблем и ситуаций. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Управление природно-антропогенными системами
2.1. Природно-антропогенные системы. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.2. Работа над презентацией "Антропогенные ландшафты населенного пункта (административного района). Сам. работа 8 6 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.3. Природно-антропогенные системы. Практические 8 6 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.4. Управление природно-антропогенными системами. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.5. Экологический каркас территории. Практические 8 4 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.6. Работа над проектом экологического каркаса территории (по выбору студента). Формулирование обобщений и выводов. Сам. работа 8 5 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.7. Экологическое состояние территории. Практические 8 6 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.8. Оценка экологического состояния территории (категории состояния, степень изменения, степень остроты проблем территории). Формулирование обобщений и выводов. Сам. работа 8 5 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.9. Подготовка к экзамену Экзамен 8 27 ОПК-7, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Цель, задачи, объект и предмет курса «Эколого-географический анализ территории».
2. Система, принципы и методы эколого-географического анализа территории.
3. Ландшафт как операционная ячейка для экодиагностики территории.
4. Факторы дифференциации ландшафтов.
5. Понятие о природном потенциале ландшафта (экологически значимые и ценные свойства ландшафта).
6. Природно-ресурсный потенциал ландшафта.
7. Геоэкологический (экологический) потенциал ландшафта.
8. Потенциал устойчивости ландшафта.
9. Понятие о природно-антропогенных системах. Стадии развития антропогенных ландшафтов (систем).
10. Антропогенные системы как результат хозяйственной деятельности.
11. Антропогенные ландшафты (по степени и характеру изменения, длительности существования, степени хозяйственной ценности).
12. Классификации антропогенных ландшафтов (глубине, генезису, целенаправленности их возникновения, степени саморегулирования).
13. Классификация антропогенных ландшафтов по содержанию (по Ф.Н. Милькову). Класс сельскохозяйственных ландшафтов.
14. Классификация антропогенных ландшафтов по содержанию (по Ф.Н. Милькову). Класс селитебных ландшафтов.
15. Классификация антропогенных ландшафтов по содержанию (по Ф.Н. Милькову). Класс промышленных ландшафтов.
16. Классификация антропогенных ландшафтов по содержанию (по Ф.Н. Милькову). Классы линейно-дорожных, водных, лесных, беллигеративных ландшафтов.
17. Антропогенная модификация и трансформация ландшафтов.
18. Анализ антропогенной нагрузки (по видам использования земель и характеру заселения территории).
19. Понятие об экологической ситуации. Типы оценки экологической ситуации.
20. Классификация экологических ситуаций по степени остроты или напряжённости.
21. Понятие об экологической проблеме. Классификация экологических проблем (по компонентам ландшафта или их комплексу).
22. Классификация экологических проблем (по степени изменения природных свойств ландшафтов). Степень остроты проблем.
23. Уровни природно-антропогенных экологических нарушений на территории: норма, риск, кризис, бедствие.
24. Критерии (методы) оценки экологического состояния территории (общая характеристика).
25. Ботанические критерии экологического состояния территории.
26. Зоологические критерии экологического состояния территории.
27. Почвенные критерии экологического состояния территории.
28. Гидрологические критерии экологического состояния территории.
29. Атмосферные критерии экологического состояния территории.
30. Биотические критерии экологического состояния территории.
31. Медико-демографические критерии экологического состояния территории.
32. Социально-экономические критерии экологического состояния территории.
33. Оценка экологического состояния территории (категории состояния, степень изменения, степень остроты проблем территории) по выбору студента.
34. Понятие об адаптивном природопользовании.
35. Понятие об эколого-хозяйственном балансе (ЭХБ) территории. Характеристики ЭХБ территории.
36. Формирование каркаса территории (природного, демоэкономического, экологического).
37. Экологический каркас и его структура.
38. Характеристика земель экологического каркаса (по генезису земли).
39. Характеристика земель экологического каркаса (по степени охраны и типу природопользования земли).
40. Экологическая ситуация в регионе России (по выбору студента).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Тема: Определение природно-ландшафтной дифференциации района исследования.
1. Выберите район исследования в пределах территории Алтайского края. Определите его физико-географическое положение (см. Атлас Алтайского края, 1978, 2008). Все данные запишите на рабочем листе.
2. Определите положение муниципального района в системе физико-географического районирования (физико-географическая страна, область, провинция, подпровинция, район). Все данные запишите в указанном выше источнике.
3*. Используя данные ландшафтной карты Алтайского края (М 1:500000) или (М 1: 600000), а также готовые контурные карты постройте картосхему природных (восстановленных) ландшафтов на уровне типов местности и урочищ для муниципального района (по выбору студента). Для этого необходимо использовать кальку (сделать выкопировки), на которой должны быть отмечены:
1) границы муниципального района;
2) соседние районы (субъекты, государства);
3) границы типов местности, а также отмечена нумерация этих типов.
* те, кто будет работать в программе COREL, могут брать для работы скан контурной карты;
* те, кто будет работать в программе ArGis могут работать с картами (растровое изображение и архив с необходимыми векторными слоями ландшафтов) с учетом выбранного района исследования.
4*. Все данные выкопировки перенесите на рабочий лист и оформите его содержание.
* оформите картосхему в программе COREL или ArGis.
5. Составьте адаптированную легенду к полученной картосхеме. Выделите каждый тип местности, который получит собственную нумерацию.
6. После выполнения всех заданий сформулируйте обобщения, ответив на следующие вопросы: 1) характерно ли для территории ландшафтное разнообразие; 2) какие факторы повлияли на ландшафтное разнообразие или однообразие территории? Свои ответы запишите на рабочем листе.

Практическая работа № 3, 4 (4 часа)
Тема: Экологически значимые природные свойства ландшафтов (природный потенциал ландшафтов).
1. Используя содержание тематических карт атласа Алтайского края (1978. Том 1), выявите наиболее экологически значимые природные свойства ландшафтов в пределах каждого выдела (типа местности). Акцент необходимо сделать на благоприятных показателях (продуктивность фитомассы, ценные породы деревьев, ареалы распространения ценных дикорастущих и лекарственных ресурсов, бонитет почв, агроклиматические условия, места обитания диких и промысловых ресурсов, месторождения полезных ископаемых и пр.) и неблагоприятных (пожароопасность, сейсмическая опасность, эрозионные процессы и пр.).
2. На основании полученных данных составьте таблицу (см. ниже). Таблица – Экологически значимые природные свойства ландшафтов (природный потенциал ландшафтов) (на уровне типов местности и урочищ). Первая колонка: номер типа местности; вторая колонка: благоприятные факторы; третья колонка: неблагоприятные факторы.
3. Оцените экологически значимые свойства ландшафтов (на уровне типов местности и урочищ) с позиции значимости для человека. Свой ответ запишите.

Практическая работа № 5, 6 (4 часа)
Тема: Анализ природного потенциала (природно-ресурсного, геоэкологического (экологического), потенциала устойчивости) территории. Определение бальной оценки степени устойчивости ландшафтов к внешним воздействиям.
1. На основании карт атласа Алтайского края (1978. Том 1), определите значения для ландшафтных выделов по следующим показателям (см. таблицу 1).
Примечание. Для этой работы используйте материалы таблицы «Характеристика агроклиматических районов», карты «Глубина расчленения рельефа», «Угол наклона, в градусах», «Условия миграции и аккумуляции химических элементов в почве», «Лесные полосы и защищаемые ими площади».
Таблица 1 – Шкала бальной оценки устойчивости ландшафтных показателей к внешним воздействиям.
2. После определения значений ландшафтных выделов необходимо внести все данные в таблицу 2.
Таблица 2 – Определение бальной оценки степени устойчивости ландшафтов к внешним воздействиям.
Примечание
Степень устойчивости ландшафтов (в %)
Менее 65 % - относительно неустойчивые
65-80 % - слабо устойчивые
80-95 % - средне устойчивые
95-100 % относительно устойчивые
Все расчёты необходимо проводить по следующей формуле (см. ниже).
n
100∑ Cg
g=1
C= -----------
Q

C – оценка потенциальной устойчивости ландшафта к антропогенным воздействиям, %
Cg – балл по каждому показателю
Q – максимально возможная сумма баллов
g – порядковый номер показателя
n – количество показателей
3. Постройте картосхему, отражающую степень устойчивости ландшафтов (на уровне типов местности и урочищ) к внешним воздействиям для исследуемого Вами муниципального района.
Примечание: все данные выкопировки (см. практическую работу 1, 2) перенесите на рабочий лист. В пределах каждого выдела необходимо показать степень устойчивости к внешним воздействиям. Составьте адаптированную легенду к полученной картосхеме. Каждый выдел должен получить собственную нумерацию. Можно оформить картосхему в программе COREL или ArGis.

Практическая работа № 7, 8 (4 часа)
Тема: Оценка остроты антропогенной трансформации ландшафтов.
1. Используя шкалу балльной оценки (таблица 1) определите степень преобразованности ландшафтов выбранного Вами муниципального района. Занесите данные в таблицу 2. Для работы используйте актуальные карты плотности населения, площади пашни, площади селитебных территорий.
2. Суммируйте баллы в таблице 2 и на основании категорий трансформации, представленных в таблице 3, проведите оценку степени преобразованности ландшафтов в пределах выбранного Вами муниципального района.
3. Постройте фоновую картосхему, используя полученные данные. Сформулируйте обобщение по результатам работы (о степени антропогенной трансформации ландшафтов и оценке остроты). Свой ответ запишите.
Таблица – 1 Шкала балльной оценки степени антропогенной трансформации ландшафтов.
Таблица – 2 Определение балльной оценки степени антропогенной трансформации ландшафтов.
Таблица – 3 Определение степени антропогенной трансформации ландшафтов.

Практическая работа № 9, 10, 11 (6 часов)
Тема: Природно-антропогенные системы.
1. Что Вы понимаете под природно-антропогенными системами? Что является «датой зарождения антропогенного ландшафта»? Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте нижеперечисленные классификации антропогенных ландшафтов (систем):
1) по содержанию;
2) по генезису;
3) целенаправленности их возникновения;
4) по степени и характеру изменения;
5) по длительности существования;
6) по степени хозяйственной ценности.
К каждой из перечисленных классификаций приведите примеры.
3. Что Вы понимаете под следующими процессами – модификация и трансформация ландшафтов? Приведите примеры.
4. Какова география распространения антропогенных ландшафтов (систем) по территории, выбранного Вами муниципального района (или городского или сельского поселения)? Для выполнения этого задания необходимо:
1) использовать классификацию антропогенных ландшафтов (систем) по выбору студента и составить презентацию;
2) показать распространение антропогенных ландшафтов (систем) по территории района (или городского или сельского поселения) и объяснить причины их формирования;
3) защитить презентацию на практической работе.

Практическая работа № 12, 13 (4 часа)
Тема: Экологический каркас территории.
1. Перечислите элементы природного и демоэкономического каркаса территории исследуемого района. Свой ответ запишите.
2. Разработайте проект экологического каркаса исследуемой территории, используя одну из классификаций (по генезису земли или по степени охраны и типу природопользования земли).
3. Проведите анализ содержания проекта экологического каркаса. Какие рациональные предложения Вы можете сформулировать? Свой ответ запишите.

Практическая работа 14, 15, 16 (6 часов)
Тема: Экологическое состояние территории.
1. Оцените состояние территории Вашего района исследования. Какие экологические проблемы характерны для него? В чем причина их формирования?
2. Какая экологическая ситуация (по степени остроты) характерна для изучаемой Вами территории? Какие факторы оказали влияние на сложившуюся ситуацию?
3. Какие экологические проблемы характерны для отдельных муниципальных районов Алтайского края? При ответе используйте данные предыдущих практических работ (их можно включить в следующую таблицу).
Таблица – 1 Экологическое состояние территорий в пределах отдельных муниципальных районов Алтайского края. Наименование колонок (название муниципального района, экологические проблемы, сложившаяся экологическая ситуация (по степени остроты)).















5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Эколого-географический анализ территории" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильиных, И.А. Экология человека: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории: Учебное пособие , 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кочуров Б.И. Геодиагностика в географии и геоэкологии // География в школе. – 2008. – № 4. – С.26-29. Режим доступа: http://www.schoolpress.ru. - Заглавие с экрана.
Э2 Кочуров Б.И. Геодиагностика в географии и геоэкологии // География в школе.2008. – № 5. – С.34-36. Режим доступа: http://www.schoolpress.ru. - Заглавие с экрана.
Э3 Кочуров Б.И. Экологический риск и возникновение острых экологических ситуаций // Изв. АН СССР, сер. геогр. – 1992. – № 2. – С. 112-122. Режим доступа: http://izvestia.igras.ru/jour/about/submissions. - Заглавие с экрана.
Э4 Кочуров Б.И., Быкова О.Ю., Жеребцова Н.А. Разработка карт экологических ситуаций и их геоинформационное содержание // География и природные ресурсы. – 1994. – № 2. – С. 163-169. Режим доступа: http://www.izdatgeo.ru/journal.php?action=output&id=3&lang_num=1&id_dop=377. - Заглавие с экрана.
Э5 Кочуров Б.И., Жеребцова Н.А. Картографирование экологических ситуаций (состояние, методология и перспективы) // География и природные ресурсы. – 1995. – № 3. – С. 18-25. Режим доступа: http://www.izdatgeo.ru/journal.php?action=output&id=3&lang_num=1&id_dop=377. - заглавие с экрана.
Э6 Кочуров Б.И., Розанов Л.Л., Назаревский Н.В. Принципы и критерии определения территорий экологического бедствия // Изв. РАН, сер. геогр. – 1993. – № 5. – С. 67-76. Режим доступа: http://izvestia.igras.ru/jour/about/submissions. - Заглавие с экрана.
Э7 Курс в Moodle «Эколого-географический анализ территории» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Эколого-географический анализ территории" предполагает освещение ключевых вопросов, делая акцент на связи ландшафтоведения с экологической диагностикой территории. Содержание данной дисциплины нацелено на продолжение формирования экологического мировоззрения у студентов за счет понимания причин складывающихся локальных и региональных проблем на конкретной территории и последствий их проявления.
Освоение учебной дисциплины студентами предполагает посещение лекций, выполнение практических работ (заданий), контроль аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента. Студент обязан посещать все аудиторные занятия. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Лекционный материал должен: 1) насыщен примерами, отражающими причинно-следственные связи между объектами и явлениями (например, связь между растительно-почвенным покровом и углом наклона поверхности; освоение склонов плато, поверхностей нижних надпойменных террас и активизация геоморфологических процессов и т.д.); 2) логически правильно построен; 3) презентабельным и наглядным. При подготовке лекций по учебной дисциплине "Эколого-географический анализ территории" для студентов географического факультета преподавателю необходимо максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный язык географии и экологии. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. В ходе проведения практических занятий преподавателю необходимо контролировать выполнение всех заданий.
Практические занятия соответствуют системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", ", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно-исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Самостоятельная работа студентов осуществляется во внеаудиторное время и предполагает выполнение практических заданий, письменных работ, подготовку докладов (сообщений) к практическому занятию семинарского типа или к консультации, подготовку презентаций и пр. Студенту следует выполнять все задания самостоятельной работы в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт "Содержание дисциплины и объем дисциплины" рабочей программы дисциплины) перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций или практических работ (см. рабочую программу дисциплины). Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям билета (вопросы и задания к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной экзаменационной работой по вопросам и заданиям билета (вопросы и задания к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов).