Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология человека и животных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ-2- 2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целью освоения дисциплины является-формирование у студентов представлений: 1. о морфологических и фукциональных особенностях внутренней среды организма; 2.особенностях функционирования внутренней среды и механизмах регуляции ее компонентов, при воздействии различных значимых эзко- и эндогенных факторов. 3. о лабораторных методах, обосбенностях проектирования в выполнениях лабораторных работ по гематологии, современном оборудовании для исследования внутренней среды организма 4.обучению работе с наиболее распространненым гематологическим оборудованием, применяемым в лабораторном деле и научном эксперименте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые основы планирования лабораторного исследования крови человека и животных; современную аппаратуру для выполнения гематологических исследований; методы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методические основы проектирования, выполнения лабораторных гематологических исследований; использовать современную аппаратуру для выполнения гематологических исследований; применять эксперииментальные методы иссследования системы крови. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | проектирования и выполнения гематологичских исследований, приготовления образцов крови для анализа разными методами исследования; методами оценки результатов исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Внутренняя среда организма | ||||||
1.1. | Представление о внутренней среде организма. Эволюция внутренней среды. Гомеостаз. Состав и функции внутренней среды. Взаимосвязь компонентов внутренней среды. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Кровь и лимфа, их роль в обеспечения процессов жизнедеятельности в организме. Основные функции крови. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 2. Состав и физико-химические свойства крови | ||||||
2.1. | Плазма и сыворотка крови. Электролитный состав плазмы. Осмотическое давление. Механизмы регуляции. Белки плазмы. Свойства и функции альбуминов, глобулинов, фибриногена. Удельный вес крови, коллоидно-осмотическое (онкотическое) давление. Форменные элементы крови и их функции. Понятие об эритроне. Форма, размеры и ультраструктура эритроцитов. Метаболизм железа и физико-химические свойства эритроцитов. Сравнительная гематология. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | |
2.2. | Правила забора крови для проведения физиологического анализа. Основные физиологические показатели системы кровь. Определение вязкости крови. Определение количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы крови. | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
2.3. | Питательные вещества, витамины, микроэлементы, транспортируемые плазмой, промежуточные продукты обмена, гормоны, ферменты и вещества, подлежащие выведению.Общие свойства и функции разных групп лейкоцитов: базофильных и эозинофильных гранулоцитов, моноцитов, лимфоцитов. Лейкоцитарня формула. Физиологический лейкоцитоз. Тромбоциты. Функции тромбоцитов, их роль в защите против чужеродных веществ и микроорганизмов. Общий анализ крови. Возрастные, половые раз¬личия и патологические изменения крови. Влияние белкового голодания и экстремальных условий на состав и свойства крови. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4 |
Раздел 3. Газотранспортная функция крови | ||||||
3.1. | Формы транспорта газов кровью. Транспорт О2 кровью. Физическая растворимость, закон Генри-Дальтона. Гемоглобин, его природа и свойства. Структура гема. Типы гемоглобина. Сравнительная характеристика гемоглобинов. Содержание гемоглобина в эритроците. Кислородная емкость крови. Насыщение гемоглобина кислородом и факторы, определяющие насыщение его. Кривая диссоциации оксигемоглобина и ее анализ. Влияние температуры, напряжения углекислого газа и патологических факторов на кривую диссоциации оксигемоглобина. Биологический смысл формы кривой диссоциации оксигемоглобига. Неактивные и формы гемоглобина и их патофизиологическое значение. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | |
3.2. | Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) по Панченкову. Определение количества эритроцитов. Определение осмотической резистентности эритроцитов. Определение количества гемоглобина в крови Вычисление цветового показателя Изучение различных видов гемолиза Определение групп крови | Лабораторные | 4 | 8 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
3.3. | Транспорт СО2 кровью. Химическое связывание СО2, карбоангидраза, сатурационные кривые, эффект Бора и эффект Холдейна. Потребление организмом кислорода в покое и при физической нагрузке. Дыхательная функция крови в экстремальных условиях среды. | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1, Л2.4 | |
Раздел 4. Кислотно-щелочное равновесие | ||||||
4.1. | Постоянство рН крови. Общие представления о буферных системах. Эффективность буферной системы: буферные кривые, буферный эффект (уравнение Гендерсона-Гассельбальха) и буферная емкость. | Лекции | 4 | 1 | ||
4.2. | Определение Рн крови. | Лабораторные | 4 | 6 | Л1.1, Л3.1 | |
4.3. | Буферные системы крови: фосфатный, бикарбонатный и белковый буфер. Механизм регуляции рН. Компенсация первичных нарушений кислотно-щелочного равновесия. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 5. Гемостаз | ||||||
5.1. | Свертывающая и противосвертыващая системы крови и их значение. Проблема гемостаза. Первичный гемостаз (сосудисто-тромбоцитарный). Адгезия, обратимая и необратимая агрегация тромбоцитов. Участие фактора Виллебранда, эндопероксидов, тромбоксана А2 и тромбоцитарного фактора 3 в первичном гемостазе. Вторичный гемостаз (коагуляционный). Факторы свертывания крови. Внешняя и внутренняя системы свертывания. Фибринолиз его значение и активация. Противосвертывающие и фибринолитические факторы. Гепарин. Плазмин (фибринолизин) и его физиологическое значение. Витамин К и его роль в обеспечении биосинтеза тромбогенных белков. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | |
5.2. | Определение времени кровотечения по Дьюке и скорости свертывания крови по Альтгаузену. Определение количества тромбоцитов крови. | Лабораторные | 4 | 3 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1 |
5.3. | Нейро-гуморальная регуляция гемостаза. Патофизиологические последствия нарушения функций свертывающей и противосвертывающей систем крови. Заживление ран. Особенности гемостаза в разных условиях. | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 6. Иммунологическая защита | ||||||
6.1. | Защитная функция крови и понятие о клеточном и гумо¬ральном иммунитете. Специфические защитные механизмы. Система Т- и В-лимфоцитов. Антигены и антитела, реакция антиген-антитело. Неспецифические защитные механизмы. Комплемент. Этапы иммунного ответа. Иммунитет и аллергические реакции. Понятие об иммунологической толероантности. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | |
6.2. | Иммунизация. Группы крови. Резус-фактор. Агглютинация эритроцитов. Понятие о "совместимости" и "несовместимости" крови. Методы и практическое значение переливания крови. Диссеменированное внутрисосудистое свертывание крови. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 7. Гемопоэз | ||||||
7.1. | Эволюция органов кроветворения. Физиология кроветворения. Эритропоэз. Генезис эритроцитов. Регуляция эритропоэза. Эритропоэтины, их природа и значение в обеспечении кроветворения. Роль почек в эритропоэзе и образовании эритропоэтина, внеклеточные источники эритропоэтина. Роль железа и витаминов (B12 и В9) в обеспечении кроветворения. "Внутренний фактор" Кастла и образование эритрона. Селезенка. Старение и разрушение эритроцитов, утилизация гемоглобина. Нарушение кроветворения, анемии и их этиология. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.4 |
7.2. | Лейкопоэз. Генезис лейкоцитов. Ингибирование и активация лейкопоэза. Специфические лейкопоэтины. Роль интерлейкинов в регуляции лейкопоэза. Тромбоцитопоэз. Генезис тромбоцитов. Регуляция тромбоцитопоэза: промбоцитопоэтины кратковременного и длительного действия. Нейро-гуморальная регуляция тромбоцитопоэза. Костный мозг и его пересадка. Стволовые клетки. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Коротько, Г. Ф. | Физиология органов системы пищеварения: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рукавицын О.А. | Анемии. Краткое руководство для практических врачей всех: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Дементьева И.И., Чарная М.А., Морозов Ю.А. | Анемии: руководство: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Л.В. Козловская (Лысенко), Ю.С. Милованов; под ред. Н.А. Мухина | Анемии: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л2.4 | Гайворонский И.В. | Анатомия и физиология человека: учебник | М. : Академия, 2014 | www.studentlibrary.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | В.Д. Киселев, И.Н. Томилова, Н.В. Плешкова | Лабораторный практикум по физиологии человека: учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | 51 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Физиология. Лабораторный практикум / Под ред. И.И. Шошина, Ф.А. Гершкорон, А.А. Савченко. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 133с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft/_umkd/294/u_lab.pdf | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного | elibrary.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | |||
Э5 | Курс на Moodle "Физиология крови" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические или (лабораторные) занятия, самостоятельную работу. Изучение данной дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (лекции, лабораторные работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru). Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом или лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической аттестации за проявленное усердие при освоении дисциплиныили по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |