Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 28 | 28 | 28 | 28 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | • сформировать представления о теоретических основах нервного механизма регуляции функций и методах физиологии ЦНС; • изучить особенности морфо-функциональной организации центральной нервной системы на различных уровнях; • дать представление об интегративной деятельности ЦНС как основе успешной адаптации к изменению условий существования; • применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные методы физилогии нервной системы; современные методы исследовательских и лабораторных работ по изучению физиологии нервной системы; свойства и особенности основных нервных процессов, основные принципы координационной деятельности ЦНС и особенности рефлексов различных уровней ЦНС; принцип работы современного оборудования и аппаратуры (аудиометра, электроэнцефалографа, стабилометра и пр.); методы исследования функционального состояния ЦНС и способы регистрации биопотенциалов, обработки и оценки экспериментальных данных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять современные экспериментальные методы работы при изучении особенностей функционирования нервной системы человека; выделять общие закономерности функционирования нервной системы человека; на практике использовать современное экспериментальное оборудование; анализировать особенности изменения процессов в ЦНС при различных функциональных состояниях организма. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования методов исследования функционированияй нервной системы; описания и сравнительного анализа при изучении особенностей нервной системы; работы с современной аппаратурой как для лабораторных работ, так и при выполнении исследовательских работ; систематизировать информацию о свойствах и функциях ЦНС при анализе закономерностей организации функциональных систем; интерпретировать полученные результаты. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Фило- и онтогенез центральной нервной системы | ||||||
1.1. | Фило- и онтогенез центральной нервной системы | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
1.2. | Фило- и онтогенез центральной нервной системы | Сам. работа | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 2. Клеточные элементы центральной нервной системы. | ||||||
2.1. | Клеточные элементы центральной нервной системы. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Электрические процессы в нейронах. Распространение и передача возбуждения в ЦНС. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Клеточные элементы ЦНС | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы | ||||||
3.1. | Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Торможение в ЦНС Лабораторная работа 1. Определение латентного периода окуломоторной и психической реакции человека. Лабораторная работа 2. Электромиография (ЭМГ). Регистрация биоэлектрической активности мышц человек Лабораторная работа 3. Иррадиация и суммация возбуждения в центральной нервной системе. Торможение рефлексов спинного мозга при сильном афферентном раздражении. Сеченовское торможение Лабораторная работа 4. Определение времени рефлекса при разной силе раздражения Лабораторная работа 5.Определение скорости образования и торможения условного вегетативного зрачкового рефлекса в зависимости от типа ВНД человека | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Основные принципы координационной и интегративной деятельности ЦНС | Сам. работа | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 4. Физиология спинного мозга | ||||||
4.1. | Физиология спинного мозга | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Лабораторная работа 6. Изучение спинномозговых рефлексов. Анализ рефлекторной дуги | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.3. | Строение спинного мозга. Проводящие пути.Спинномозговые нервы. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 5. Физиология ствола мозга | ||||||
5.1. | Физиология ствола мозга | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
5.2. | Лабораторная работа 7. Оценка функций черепномозговых нервов. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
5.3. | Строение продолговатого мозга, Варолиева моста, среднего мозга. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 6. Физиология промежуточного мозга | ||||||
6.1. | Физиология промежуточного мозга | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
6.2. | Семинар. Физиология промежуточного мозга | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
6.3. | Таламус и основные группы его ядер. Строение гипоталамуса; его основные ядерные группы. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 7. Физиология конечного мозга | ||||||
7.1. | Физиология конечного мозга | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
7.2. | Высшие корковые функции. Лабораторная работа 8. Электроэнцефалография. Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
7.3. | Слои клеток в коре больших полушарий. Базальные ганглии. Взаимное расположение составляющих их ядер. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 8. Принципы регуляции моторных, сенсорных и вегетативных функций. | ||||||
8.1. | Принципы регуляции моторных, сенсорных и вегетативных функций. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
8.2. | Семинар. Трансформация информационных потоков в звеньях сенсорных систем. Лабораторная работа 9. Двигательные системы мозга Лабораторная работа 10. Определение абсолютного порога слуховой чувствительности методом аудиометрии Лабораторная работа 11. Эстезиометрия. Определение пространственного порога тактильной чувствительности Лабораторная работа 12. Вестибулярный анализатор. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
8.3. | Отделы вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияний на иннервируемые органы.Строение м функции мозжечка. | Сам. работа | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 9. Саморегуляция функционального состояния головного мозга | ||||||
9.1. | Саморегуляция функционального состояния головного мозга | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
9.2. | Нейрофизиология сна. Лабораторная работа 13. Электроэнцефалография. Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека при разных функциональных состояниях | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
9.3. | Неспецифические активирующие системы мозга | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 10. Компенсация нарушений функций в нервной системе. | ||||||
10.1. | Компенсация нарушений функций в нервной системе. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
10.2. | Свойства ЦНС, обеспечивающие компенсаторные процессы. Общие закономерности, этапы и способы компенсации нарушений функций ЦНС. | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Смирнов В.М., Свешников Д.С,, Яковлев В.Н. | Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для мед. вузов | М. : Академия, 2006 | 10 |
Л1.2 | Ковалева А.В. | НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. | ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 1 НЕРВНАЯ СИСТЕМА: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского | Фундаментальная и клиническая физиология: учебник | М.: Академия, 2004 | 10 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 400с. | nashaucheba.ru | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Электронные версии статистических публикаций (http://www.infostat.ru/) 5. Университетская информационная система РОССИЯ (http://www.cir.ru/index.jsp) 6. Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://diss.rsl.ru/) 7. Онлайн энциклопедия кругосвет (http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.htm) 8. Сайт Научно-теоретического журнала "Проблемы агрохимии и экологии" (http://agroproblem.soil.msu.ru) 9. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 400с. (http://nashaucheba.ru/v33911) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
219Л | лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология нервной системы» Дисциплина «Физиология сенсорных систем» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология нервной системы». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке кзанятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы накаждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информациис обязательным указанием автора, названия и года издания используемойнаучной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишьосновные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответпо вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяетсясамим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи илимонографии, короткое изложение основных мыслей автора);готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |