МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проективные методы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Проективные методы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение знаний об основных проективных методиках, используемых в научной и практической работе психолога;
приобретение умений по оценке личностных особенностей субъекта с учетом возраста проективными средствами;
научиться определять уровень развития познавательной сферы личности;
приобрести умения диагностики психомоторики;
научиться определять эмоциональные состояния личности в диагностическом проективном материале.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-5 способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Перечислить основные периоды возрастного развития определяемого умениями графологической деятельности субъекта;
Описать качественное содержание стадий развития графологической деятельности субъекта;
Рассказать о средствах проективного измерения познавательной сферы личности;
Объяснить возможности и ограничения применения проективных инструментов при диагностике эмоциональных состояний субъекта в разных возрастах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять проективные техники, направленные на оценку личностных особенностей субъекта;
Распознавать характеристики стадий развития графологической деятельности субъекта в контексте оценки личностных особенностей;
Интерпретировать качественные параметры проективных методик при оценке психомоторики и эмоциональных состояний субъекта;
Привести диагностические показатели, позволяющие диагностировать уровень познавательной сферы личности, характеристики психомоторики и признаки эмоциональных состояний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Предложить проективный инструмент для решения конкретной практической задачи оценки личностных особенностей субъекта в контексте определенного возрастного периода;
Произвести оценку личностных особенностей субъекта в конкретном возрастном периоде при помощи проективных методик;
Составить схему проективного диагностического обследования эмоционального состояния субъекта;
Определить ценность проективного инструмента при диагностике познавательной сферы, психомоторики и эмоциональных состояний субъекта в конкретном возрастном периоде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История изучения проективных методов в психологии
1.1. Историко-психологический аспект изучения проективных методов Лекции 5 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Проективные методики как психометрические и клинические инструменты Практические 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Подходы понимания проективного механизма Практические 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Теоретико-методологические основания проективного метода исследования
2.1. Основные психологические характеристики проективных средств Лекции 5 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Подходы к анализу проективного метода в психологии Сам. работа 5 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Подходы к анализу проективного метода в психологии Лекции 5 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Метод свободных графических ассоциаций в исследовании психических явлений человека Практические 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. История развития изобразительной деятельности человека Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. История развития изобразительной деятельности человека Сам. работа 5 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Анализ условий осуществления проективного метода Практические 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Анализ условий осуществления проективного метода Сам. работа 5 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Психодиагностика и коррекция эмоциональных состояний проективными средствами
3.1. Графические показатели эмоциональных состояний личности в рисунке человека Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Графические показатели эмоциональных состояний личности в рисунке человека Сам. работа 5 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Оценка графических показателей эмоциональных состояний личности в рисунке человека Практические 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Оценка графических показателей эмоциональных состояний личности в рисунке человека Сам. работа 5 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Тест М. Люшера Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Символика цветопредпочтения и формоопределения в конструировании индивидуального пространства личности Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Символика цветопредпочтения и формоопределения в конструировании индивидуального пространства личности Сам. работа 5 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Специфика форм окружающих человека и формирование смыслового контекста Практические 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Функциональное и структурное значение цветов в тесте М. Люшера, их группировка и обозначение Практические 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Функциональное и структурное значение цветов в тесте М. Люшера, их группировка и обозначение Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Выполнение письменной работы по предложенной теме Сам. работа 5 5 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Специфика исследования психических процессов проективными средствами
4.1. Классический метод пиктограммы А.Р. Лурия Лекции 5 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Трансформации метода пиктограммы Практические 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Модификации теста «Проективный рисунок человека» К. Маховер Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Модификации теста «Проективный рисунок человека» К. Маховер Сам. работа 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Метод графической ассоциации, развиваемый последователями А.Р. Лурия Практические 5 0 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности графическими средствами
5.1. Проективные методы исследования личности Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Проективные методы исследования личности Сам. работа 5 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Основа конструирования методологии при разработке методик графических ассоциаций личности Практические 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Рисуночный тест Э. Вартегга Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Формальные критерии оценки и принципы уровневой диагностики, предлагаемые рисуночным тестом Э. Вартегга Практические 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. Рисуночный тест Э. Вартегга Сам. работа 5 0 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. Формальные критерии оценки и принципы уровневой диагностики, предлагаемые рисуночным тестом Э. Вартегга Сам. работа 5 0 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.8. Психографический тест предпочтений ТиГР А.В. Либина и В.В. Либина Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.9. Анализ основных детерминант изучения системы «фрустрации-агрессии» Лекции 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.10. Психографический тест предпочтений ТиГР А.В. Либина и В.В. Либина Сам. работа 5 0 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.11. Анализ основных детерминант изучения системы «фрустрации-агрессии» Сам. работа 5 0 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.12. Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга Лекции 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.13. Определение и анализ профилей реакции на фрустрацию: принципы работы с таблицами Практические 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.14. Письменная работа "Психологическое заключение по тесту фрустрационных реакций С. Розенцвейга" Сам. работа 5 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.15. Проективная методика исследования личности Hand-тест Э. Вагнера (Т.Н. Курбатовой, О.И. Муляр) Сам. работа 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.16. Проективная методика исследования личности Hand-тест Э. Вагнера (Т.Н. Курбатовой, О.И. Муляр) Сам. работа 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.17. Принципы интерпретации и возможности анализа результатов Hand-тест Э. Вагнера Практические 5 0 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.18. Выполнение письменной работы по предложенной теме Сам. работа 5 12 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.19. Экзамен Экзамен 5 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. История развития и особенности появления проективных методов в психологии.
2. Оценка вербальных, изобразительных и экспрессивных проективных методик.
3. Проективные методики как психометрические и клинические инструменты.
4. Психологические характеристики проективных средств.
5. Основные классификации проективных методик.
6. Специфика графического метода, особенности и ограничения применения.
7. Язык «проективного» исследования, диалогическое понимание проекции.
8. Проективный метод: основные подходы к анализу.
9. «Двойной» психологический анализ в психологии.
10. Рисуночный метод и его место среди проективных методов исследования личности.
11. История развития изобразительной деятельности человека.
12. Анализ символического пространства рисунка.
13. Краткий анализ основных направлений применения графических изображений при изучении личности.
14. Тест Макса Люшера: особенности создания теста и методика проведения.
15. Функциональное, структурное значение, группировка и обозначение цветов в тесте Люшера.
16. Модификация теста Люшера – метод цветовых выборов (МЦВ).
17. Символика цвета и формы в конструировании индивидуального пространства личности.
18. Экспериментальные исследования цветовых предпочтений и воздействие цвета на организм человека.
19. Теоретические основы методики пиктограмм (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
20. Клинико-психологические аспекты применения метода пиктограммы в экспериментальных исследованиях.
21. Специфические «типы переживания» и конструирование «жизненных миров» в концепции Ф.Е. Василюка.
22. Трансформация метода пиктограммы: подход Ф.Е. Василюка, Б.Г. Херсонского.
23. Основная характеристика оценочных категорий Hand-теста Э. Вагнера.
24. Принципы интерпретации и возможности анализа результатов Hand-тест Э. Вагнера.
25. Анализ применения Hand-теста среди правонарушителей, для уточнения различных форм психопатологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

6. Раскройте психологический смысл диагностических моделей исследования личности в современной психологии.
7. Выделите специфику построения уровневого профиля оценки психомоторного развития субъекта.
8. Проанализируйте параметры оценки тестового материала Э. Вартегга.
9. В чем специфика интерпретации формальных признаков теста Э. Вартегга в понимании В.К. Калиненко?
10. В чем специфика выбора диагностических геометрических форм в тесте ТиГР А.В. Либина и В.В. Либина?
11. Сопоставьте индивидуальные стили конкретным изображениям фигур, выделите параметры сходства и отличия.
12. Сформулируйте понимание фрустрации как состояния и как реакции, приведите примеры.
13. Какие ведущие типы эмоционально-поведенческого реагирования в ситуации фрустрации вы знаете?
14. В чем может состоять смысл изучения фрустрационных реакций, и каков потенциал прогностического видения поведения испытуемого-субъекта?
15. Проанализируйте условия и процедуру диагностического обследования субъекта с помощью теста С. Розенцвейга.
16. Укажите возможности и ограничения при интерпретации результатов по тесту С. Розенцвейга.
17. Раскройте смысл вычисления коэффициента групповой адаптации по тесту фрустрационных реакций.
18. Проанализируйте на примере расчет образцов по тесту С. Розенцвейга.
19. На примере покажите и обоснуйте анализ тенденций по тесту С. Розенцвейга.
20. Проанализируйте принципы составления психологического заключения по тесту фрустрационных реакций С. Розенцвейга.
21. Докажите своевременность применения изображения руки в конструировании проективной методики исследования личности.
22. Проанализируйте принципы интерпретации результатов Hand-теста.
23. На практическом примере осуществите расчет показателей по Hand-тесту.
24. Укажите принципы интерпретации результатов по отдельным оценочным категориям в Hand-тесте.
25. На практических примерах выделите ответы, относящиеся к разным оценочным категориям, сформируйте структуру психологического анализа и интерпретации результатов на примере Hand-теста.
26. Расскажите об истории создания детского апперцептивного теста, условиях его возникновения.
27. Проанализируйте схему интерпретации рассказов САТ С. Беллак и Л. Беллак.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.