МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология с основами анатомии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 48 48 48 48
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Физиология с основами анатомии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018г. №219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний, умений и навыков в области многофункциональных физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;
- конкретные механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма;
- механизмы регуляции и саморегуляции физиологических параметров;
- сущность методик исследования различных функций организма, которые широко используются в практической медицине.
3.2.Уметь:
3.2.1.- понимать современные проблемы фармакологии и использовать фундаментальные представления и достижения в области физиологии человека в профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;
- использовать основные теории, концепции и принципы, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма, механизмов регуляции и саморегуляции физиологических параметров;
- способен к системному мышлению в области конкретных механизмов функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма;
- оценивать и объяснять информационную значимость различных показателей (констант) и закономерностей регуляции жизненных функций организма человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работать с учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой;
- выполнять лабораторные работы, защищать протокол проведенного исследования;
- выделять главное и второстепенное в общем потоке информации, применять полученные знания при решении тестовых заданий и ситуационных задач;
- использовать методики исследования различных функций организма, которые широко применяются в практической медицине.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс физиологии человека
1.1. Введение в курс физиологии человека. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Ткани человека Лекции 2 2 Л1.2
1.3. Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем Лабораторные 2 2 Л1.2
1.4. № 1. "Введение в курс физиологии" Практические 2 2 Л1.2
1.5. № 2. «Основные физиологические термины. Ткани человека» Практические 2 2 Л1.2
1.6. № 3. «Физиология возбудимых тканей» Практические 2 2 Л1.2
1.7. Физиология человека. Ткани Сам. работа 2 20 Л1.2
Раздел 2. Механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем
2.1. Физиология сердечно-сосудистой системы. Физиология крови. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
2.2. Физиология центральной нервной системы Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
2.3. Физиология желез внутренней секреции Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
2.4. Физиология анализаторов (сенсорных систем) Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
2.5. Физиология высшей нервной деятельности Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
2.6. Физиология дыхания Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
2.7. Физиология пищеварения Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
2.8. Физиология выделения Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
2.9. Определение скорости оседания эритроцитов по методу Панченкова. Гемолиз крови.Определение групповой принадлежности крови по системе АВ0 Лабораторные 2 6 Л1.2
2.10. Выслушивание тонов сердца у человека. Анализ ЭКГ человека. Исследование глазо-сердечного рефлекса (опыт Данини-Ашнера) Лабораторные 2 6 Л1.2
2.11. Измерение артериального давления у человека способами Рива-Роччи и Короткова. Ортостатическая проба. Измерение артериального давления в условиях физической нагрузки. Лабораторные 2 6 Л1.2
2.12. Определение вегетативного индекса Кердо Лабораторные 2 2 Л1.2
2.13. Оценка психологических особенностей личности по шкале Г.Айзенка Лабораторные 2 2 Л1.2
2.14. Исследование функциональной асимметрии мозга Лабораторные 2 2 Л1.2
2.15. Определение объема кратковременной памяти у человека Лабораторные 2 2 Л1.2
2.16. Исследование рецепторов прикосновения и боли. Определение пространственного порога различения. Оценка точности воспроизведения движения. Определение остроты зрения. Определение поля зрения. Наблюдение и измерение диаметра слепого пятна. Определение абсолютных вкусовых порогов. Лабораторные 2 6 Л1.2
2.17. Спирометрия и сравнение фактической ЖЕЛ с должной величиной. Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме. Функциональные пробы с задержкой дыхания. Лабораторные 2 6 Л1.2
2.18. № 4. «Физиология сердечно-сосудистой системы» Практические 2 2 Л1.2
2.19. № 5. «Физиология крови» Практические 2 2 Л1.2
2.20. № 6. "Физиология анализаторов" Практические 2 2 Л1.2
2.21. № 7. «Физиология дыхания» Практические 2 2 Л1.2
2.22. Контрольная работа № 1. Практические 2 2 Л1.2
2.23. № 8. «Физиология пищеварения» Практические 2 2 Л1.2
2.24. № 9. «Выделение. Почки. Механизмы мочеобразования. Патология мочевыводящей системы» Практические 2 2 Л1.2
2.25. № 10. «Гуморальная регуляция физиологических функций. Общая физиология желез внутренней секреции» Практические 2 2 Л1.2
2.26. № 11. "Общие принципы регуляции функций в организме" Практические 2 2 Л1.2
2.27. № 12. «Физиология сенсорных систем» Практические 2 2 Л1.2
2.28. Контрольная работа № 2 Практические 2 2 Л1.2
2.29. № 13. «Психофизиологическая характеристика детей» Практические 2 2 Л1.2
2.30. № 14. «Валеологическая оценка» Практические 2 2 Л1.2
2.31. Физиология внутренних органов Сам. работа 2 50 Л1.2
Раздел 3. Физиология здорового образа жизни
3.1. Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
3.2. Интегративная физиология Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
3.3. Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена. Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека Лабораторные 2 4 Л1.2
3.4. Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии. Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день) Лабораторные 2 4 Л1.2
3.5. № 15. «Физиология обмена веществ и энергии» Практические 2 2 Л1.2
3.6. № 16. «Физиологические основы рационального питания» Практические 2 2 Л1.2
3.7. Физиология здорового образа жизни Сам. работа 2 11 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.А. Белякова, Ю.Т. Дьяков, К.Л. Тарасов. Ботаника: в 4 т. Т. 2. Водоросли и грибы : Издательский центр «Академия», 2006 48
Л2.2 Т. А. Терехина Высшие растения : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004 116
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Воронина, Инна Юрьевна. Большой практикум по физиологии человека (физиология анализаторов) : учеб. пособие / И. Ю. Воронина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. - 200 с. elibrary.asu.ru
Э2 Кубарко, А.И. Физиология человека : учебное пособие : в 2-х ч. / А.И. Кубарко ; под ред. А.И. Кубарко. - Минск : Вышэйшая школа, 2011. - Ч. 2. - 624 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144217
Э3 Кубарко, А.И. Физиология человека : учебное пособие : 2-х / А.И. Кубарко, В.А. Переверзев ; под ред. А.И. Кубарко. - Минск : Вышэйшая школа, 2010. - Ч. 1. - 512 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235723
Э4 Томилова, Ирина Николаевна. Большой практикум по физиологии человека : учеб. пособие / И. Н. Томилова ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. - 156 с. elibrary.asu.ru
Э5 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
• Сайт «Физиология»
http://humbio.ru/humbio/physiology/0005e445.htm
• Физиология (Энциклопедия)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144634/
• Физиология человека
http://www.medicinform.net/human/fisiology.htm
• Спортивная физиология
http://www.fizkult-ura.ru/node/337
• Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость
http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=454

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студентов над освоением курса физиологии, помимо обязательных занятий (под контролем преподавателя), предполагает самостоятельное изучение всего программного материала, рекомендованной основной и дополнительной учебной литературы и других литературных источников, освоение рекомендованных методов исследования, овладение необходимыми умениями и навыками.