МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цитология и гистология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Федорова О.И.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Цитология и гистология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с принципами клеточной организации биологических объектов;
ознакомить с методами цитологических и гистологических исследований с помощью микроскопической техники.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.строение и функции органоидов клетки;
о биологическом смысле митоза, мейоза, о явлениях амитоза, эндорепродукции, политении;
об ультраструктурном уровне строения хромосом, принципах транскрипции, трансляции и репликации, понимать смысл основной догмы молекулярной биологии;
устройство светового микроскопа;
правила эксплуатации светового микроскопа;
условия работы с объективом x90, правила использования иммерсионных сред.
3.2.Уметь:
3.2.1.распознавать внутриклеточные структуры и элементы строения тканей;
описать стадии оогенеза и сперматогенеза, митоза и мейза;
раскрыть содержание процессов гликолиза, окислительного фосфорилирования, фотосинтеза, трансмембранного транспорта;
сфокусировать изображение на малом и большом увеличении с помощью макро- и микровинтов;
распознавать структуры клетки и определять принадлежность ткани к разным гистологическим типам;
распознавать различные виды тканей в пределах одного типа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками изучения клеточной организации биологических объектов;
опытом определения типов окраски препаратов с учетом биохимических свойств ядра, цитоплазмы, органоидов и включений;
навыками индентификации клеточных органоидов и отдельных тканей;
основным приемом работы со световым микроскопом;
навыками классификации гистологических объектов;
навыками приготовления временных препаратов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Клеточная теория. Методы исследования в цитологии и гистологии. Прокариоты и эукариоты.
1.1. Предмет изучения цитологии, гистологии, цели и задачи этих дисциплин. Клеточная теория, ее основные положения.Клетки прокариот и эукариот. Лекции 4 1 ОПК-5 Л2.2
1.2. Основы микроскопической техники. Органоиды клеток прокариот и эукариот. Лабораторные 4 1 ОПК-5, ПК-1 Л3.1
1.3. Методы исследования клеток и тканей.Теории происхождения эукариотических клеток. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л2.2
Раздел 2. Биомембраны, немембранные структуры клетки.
2.1. Классификация клеточных структур. Немембранные структуры клеток и их производные. Общий план строения биологических мембран. Лекции 4 1 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
2.2. Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики. Классификация органоидов. Клеточные включения. Немембранные структуры клетки и их производные. Лабораторные 4 1 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Виды транспорта через мембрану ( пассивный, активный, транспорт в мембранной упаковке (экзоцитоз, эндоцитоз) Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Вакуолярная система
3.1. Гладкий и шероховатый ретикулум, их значение. Структура и функции комплекса Гольджи, лизосом. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
3.2. Вакуолярная система клетки. Лабораторные 4 2 ОПК-5 Л3.1, Л1.1
3.3. Структура и классификация рибосом. Лизосомы, их классификация и функции. Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Мембранные органоиды
4.1. Строение и функции митохондрий и пластид. Лекции 4 1 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
4.2. Митохондрии и пластиды. Лабораторные 4 2 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л1.1
4.3. Полуавтономная организация митохондрий и пластид. Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Ядро
5.1. Структура и функции ядра клетки. Состав и организация хроматина. Ядрышко, его строение и функции. Лекции 4 1 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
5.2. Ядро. Хроматин ядра. Кариотип. Лабораторные 4 2 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л1.1
5.3. Морфология митотических хромосом. Кариотип и его значение в науке и практике. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Воспроизведение клеток
6.1. Воспроизведение клеток. Клеточный цикл. Митоз, амитоз, эндомитоз, политения. Гаметогенез и мейоз. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
6.2. Митоз, амитоз, эндомитоз, политения. Гаметогенез и мейоз. Лабораторные 4 2 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л1.1
6.3. Центральная догма молекулярной биологии. Транскрипция, трансляция и репликация у прокариот и эукариот. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Основные понятия гистологии. Классификация тканей
7.1. Понятия тканях и гистогенезе. Физиологическая и репаративная регенерация. Категории клеток по способу поддержания клеточной популяции. Дифференцировка и детерминация. Лекции 4 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
7.2. Основные типы тканей. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Эпителиальные ткани. Железы
8.1. Общие признаки эпителиев. Морфологическая и генетическая классификация эпителиальных тканей. Эпителии эктодермального, энтодермального и мезодермального происхождения. Лекции 4 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
8.2. Эпителиальные ткани экто-, энто- и мезодермального происхождения. Эпителий желез. Лабораторные 4 4 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
8.3. Железы, их классификация. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Трофические соединительные ткани (кровь и кроветворение).
9.1. Ткани внутренней среды. Происхождение, общие признаки, классификация.Трофические ткани. Кровь и лимфа. Плазма и форменные элементы крови. Лекции 4 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
9.2. Кровь и гемопоэз. Лабораторные 4 4 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л2.3, Л1.1
9.3. Эритроциты, Лейкоциты, классификация, морфо-функциональная характеристика. Тромбоциты. Участие лимфоцитов в иммунных реакциях, Т- и В-лимфоциты. Гемопоэз. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Опорные и собственно соединительные ткани.
10.1. Плотная неоформленная и оформленная соединительные ткани. Опорные ткани. Хрящевая ткань, ее классификация и морфологическая характеристика. Костная ткань. Межклеточное вещество, костные клетки. Виды костной ткани. Лекции 4 1 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
10.2. Рыхлая и плотная соединительные ткани. Соединительные ткани со специальными свойствами. Костная и хрящевая ткани. Лабораторные 4 2 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л2.3, Л1.1
10.3. Рыхлая неоформленная соединительная ткань, состав и строение межклеточного вещества, характеристика клеточных элементов. Понятие о ретикуло-гистиоцитарной системе. Соединительные ткани со специальными свойствами (ретикулярная, жировая, пигментная ткани). Гистогенез и регенерация костной ткани. Надкостница. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Мышечная ткань
11.1. Общая характеристика, функции, классификация. Морфология поперечно- полосатой, гладкой и сердечной мускулатуры. Ультраструктура миофибриллы. Лекции 4 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
11.2. Мышечная ткань. Лабораторные 4 2 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л2.3, Л1.1
11.3. Принципы мышечного сокращения. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Нервная ткань
12.1. Особенности строения нервных клеток, мякотных и безмякотных волокон. Макроглия (эпендима, астроглия, олигодендроглия), ее строение и функции. Микроглия. Лекции 4 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
12.2. Нервная ткань. Лабораторные 4 2 ОПК-5, ПК-1 Л3.1, Л2.3, Л1.1
12.3. Общий план строения синапса. Рецепторы. Сам. работа 4 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. И. Афанасьев; Н. А. Юрина; Я. А. Винников; А. И. Радостина; Ю. С. Ченцов Гистология, эмбриология, цитология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антипчук Ю.П. Гистология с основами эмбриологии: учеб. пособие для вузов М. : Просвещение, 1983 47
Л2.2 Калашникова Л.В., Прокофьева Л.П. Биология: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Бойчук Н.В., Исламов Р.Р., Кузнецов С.Л., Челышев Ю.А. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное наглядное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Федорова О.И. Цитология и гистология: учеб. пособие для вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru)
5. BioOne Complete (http://www.bioone.org)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
212Л лаборатория микроскопии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; проектор: марка Epson модель EB-X04 - 1 единица; стационарный экран: марка Lumen – 1 единица; микроскоп Альтами ПС0745 – 8 шт; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 – 16 шт.; стереомикроскоп МС-2 zoom – 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины цитология и гистология.
Дисциплина цитология и гистология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Цитология и гистология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде текущего контроля. .Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.