МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные вопросы работы с технотронными и электронными документами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент , Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные вопросы работы с технотронными и электронными документами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение: Документационные системы и архивы в региональной системе управления
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является изучение специальных (технотронных и электронных) видов документов,теоретических и практических проблем функционирования архивов, хранящих эти виды документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-3 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности
ОПК-6 способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)
ПК-1 владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения
ПК-2 понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общую информатику, методику источниковедческого анализа документов; методику архивного дела, классификации архивных документов в пределах Архивного фонда РФ; методы и технологии работы с электронными и технотронными документами.
3.2.Уметь:
3.2.1.выбрать цифровой формат представления архивных документов; выбрать разрешение при
сканировании фотодокументов, иллюстрационных и графических архивных документов; ориентироваться в
технологиях и выборе устройств оцифровки документов на бумажных носителях, фотодокументов,
фонодокументов и видеодокументов; ориентироваться в выборе носителя информации или устройства
хранения данных для массива цифровых копий (электронных документов) при создании электронного
архива
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с основными устройствами оцифровки архивных документов, навыками
организации работ по организации оцифровки документов, основами применения современных
информационных технологий в практике работы архивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ.
1.1. Основные понятия и определения: технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный документ. История развития вычислительной техники и эволюция носителей информации. Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. История эволюции носителей технотронных документов: кино-, фото-документов, звукозаписей и электронных носителей. Практические 2 4 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. История эволюции носителей технотронных документов: кино-, фото-документов, звукозаписей и электронных носителей. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.4. Основные понятия и определения: технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный документ. История развития вычислительной техники и эволюция носителей информации. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Классификация электронных документов Практические 2 4 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.6. Классификация электронных документов Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЭЛЕКТРОННОЙ И ТЕХНОТРОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
2.1. Нормативная и законодательная база обеспечения электронного документооборота. Практические 2 6 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.2. Электронная подпись и аутентичность электронных документов. Практические 2 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.3. Электронная подпись и аутентичность электронных документов. Сам. работа 2 10 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.4. Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов. Практические 2 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.5. Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов. Сам. работа 2 8 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 3. ТЕХНОЛОГИИ ОЦИФРОВКИ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РАЗЛИЧНОГО ВИДА.
3.1. Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами Практические 2 4 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.2. Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.3. Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.4. Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов. Практические 2 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.5. Современная практика создания автоматизированных информаюпоисковых систем (баз данных, электронных путеводителей). Сам. работа 2 12 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.6. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка к аттестации. Сам. работа 2 81 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.7. Экзамен 2 27 ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный
документ –понятия определения.
История развития
вычислительной техники и эволюция носителей информации
История эволюции носителей технотронных документов: кинодокументов.
История эволюции носителей технотронных документов фото-документов.
История эволюции носителей технотронных документов: звукозаписей.
Классификация электронных документов.
Нормативная и законодательная база обеспечения электронного документооборота
Электронная подпись и аутентичность электронных документов
Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов
Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами
Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов
Обеспечение сохранности документов в технотронных архивах.
Обеспечение сохранности документов в архивах.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Выполните исследовательскую работу по темам:
«История возникновения технотронных документов»
«Эволюция различных носителей информации».

Требования к выполнению задания:
1.Объем работы 5-10 листов А4 или презентация из 15-25 слайдов.
2. Самостоятельный характер работы.
3. Грамотное оформление текстов (презентаций).

Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1655
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1655

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чекрыжова О.И. Технотронные документы и архивы: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. система «Дело» компании Электронные офисные системы // www.eos.ru
Э2 2. система «LANDOCS» фирмы Ланит // www.landocs.ru
Э3 3. система «DOCUMENTUM» корпорации ЕМС DOCUMENTUM // www.documentum.ru
Э4 4. системы «COMPANY-MEDIA» и «OFFICE-MEDIA» компании Intertrust // www.intertrust.ru
Э5 5. система «Босс-Референт» // www.boss.ru
Э6 6. портал «Архивы России» // http://www.rusarchives.ru/
Э7 7. http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ"
Э8 8. http://www.biblioclub.ru - Университеская библиотека online
Э9 Курс в Moodle "АВРсТиЭД" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).




7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение актуальных вопросов технотронной и электронной документации. Курс может быть освоен на Едином образовательном портале АлтГУ. При самостоятельной подготовке рекомендуется использовать дополнительные учебные материалы из научной библиотеки АлтГУ, электронных ресурсов, а также материалы, указанные на Едином образовательном портале АлтГУ.
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала. В ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ, в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.