Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационные системы и архивы в региональной системе управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_02_ДСиА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Целью дисциплины является изучение специальных (технотронных и электронных) видов документов,теоретических и практических проблем функционирования архивов, хранящих эти виды документов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-3 | способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности |
ОПК-6 | способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) |
ПК-1 | владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения |
ПК-2 | понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общую информатику, методику источниковедческого анализа документов; методику архивного дела, классификации архивных документов в пределах Архивного фонда РФ; методы и технологии работы с электронными и технотронными документами. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выбрать цифровой формат представления архивных документов; выбрать разрешение при сканировании фотодокументов, иллюстрационных и графических архивных документов; ориентироваться в технологиях и выборе устройств оцифровки документов на бумажных носителях, фотодокументов, фонодокументов и видеодокументов; ориентироваться в выборе носителя информации или устройства хранения данных для массива цифровых копий (электронных документов) при создании электронного архива |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с основными устройствами оцифровки архивных документов, навыками организации работ по организации оцифровки документов, основами применения современных информационных технологий в практике работы архивов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ. | ||||||
1.1. | Основные понятия и определения: технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный документ. История развития вычислительной техники и эволюция носителей информации. | Лекции | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | История эволюции носителей технотронных документов: кино-, фото-документов, звукозаписей и электронных носителей. | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | История эволюции носителей технотронных документов: кино-, фото-документов, звукозаписей и электронных носителей. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
1.4. | Основные понятия и определения: технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный документ. История развития вычислительной техники и эволюция носителей информации. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Классификация электронных документов | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
1.6. | Классификация электронных документов | Лекции | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЭЛЕКТРОННОЙ И ТЕХНОТРОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. | ||||||
2.1. | Нормативная и законодательная база обеспечения электронного документооборота. | Практические | 2 | 6 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Электронная подпись и аутентичность электронных документов. | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
2.3. | Электронная подпись и аутентичность электронных документов. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
2.4. | Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов. | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
2.5. | Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. ТЕХНОЛОГИИ ОЦИФРОВКИ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РАЗЛИЧНОГО ВИДА. | ||||||
3.1. | Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
3.2. | Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами | Лекции | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
3.3. | Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
3.4. | Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов. | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
3.5. | Современная практика создания автоматизированных информаюпоисковых систем (баз данных, электронных путеводителей). | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
3.6. | Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка к аттестации. | Сам. работа | 2 | 81 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
3.7. | Экзамен | 2 | 27 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный документ –понятия определения. История развития вычислительной техники и эволюция носителей информации История эволюции носителей технотронных документов: кинодокументов. История эволюции носителей технотронных документов фото-документов. История эволюции носителей технотронных документов: звукозаписей. Классификация электронных документов. Нормативная и законодательная база обеспечения электронного документооборота Электронная подпись и аутентичность электронных документов Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов Обеспечение сохранности документов в технотронных архивах. Обеспечение сохранности документов в архивах. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Выполните исследовательскую работу по темам: «История возникновения технотронных документов» «Эволюция различных носителей информации». Требования к выполнению задания: 1.Объем работы 5-10 листов А4 или презентация из 15-25 слайдов. 2. Самостоятельный характер работы. 3. Грамотное оформление текстов (презентаций). Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1655 |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение (ФОС) ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1655 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чекрыжова О.И. | Технотронные документы и архивы: учебное пособие | , 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой | Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей | Барнаул, Азбука, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. система «Дело» компании Электронные офисные системы // www.eos.ru | |||
Э2 | 2. система «LANDOCS» фирмы Ланит // www.landocs.ru | |||
Э3 | 3. система «DOCUMENTUM» корпорации ЕМС DOCUMENTUM // www.documentum.ru | |||
Э4 | 4. системы «COMPANY-MEDIA» и «OFFICE-MEDIA» компании Intertrust // www.intertrust.ru | |||
Э5 | 5. система «Босс-Референт» // www.boss.ru | |||
Э6 | 6. портал «Архивы России» // http://www.rusarchives.ru/ | |||
Э7 | 7. http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | |||
Э8 | 8. http://www.biblioclub.ru - Университеская библиотека online | |||
Э9 | Курс в Moodle "АВРсТиЭД" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение актуальных вопросов технотронной и электронной документации. Курс может быть освоен на Едином образовательном портале АлтГУ. При самостоятельной подготовке рекомендуется использовать дополнительные учебные материалы из научной библиотеки АлтГУ, электронных ресурсов, а также материалы, указанные на Едином образовательном портале АлтГУ. Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем. В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях. Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности. Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала. В ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ, в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: – внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; – найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; – после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; – продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; – продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными. Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины. Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |