Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_ДПИиНП-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | 3 (5) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 22 | 17 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 54 | 54 | 60 | 60 | 114 | 114 |
Сам. работа | 54 | 54 | 129 | 129 | 183 | 183 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 216 | 216 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Формирование объемно-пространственного мышления; овладения элементарными профессиональными навыками скульптора, формирование понятия о художественном образе в скульптуре. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью обладать элементарными профессиональными навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании |
ПК-1 | способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Творчество великих мастеров и их произведения отечественной и зарубежной скульптуры; процесс создания художественного образа в скульптуре.Приёмы работы в скульптуре и моделировании разными материалами, авторов наиболее известных произведений, разбираться в скульптурных стилях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Мыслить объемно-пространственными формами; вести работу последовательно «от общего к деталям».Выполнять скульптурные композиции в глине и пластилине, их эскизы, наброски фигур в сложном движении, модели любых объектов из различных материалов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | различными приемами и навыками рельефной пластики, навыками ваяния и лепки из глины и пластилина, моделирования объектов, набросков живых фигур в движении, выполнения эскизов скульптурных композиций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Виды скульптуры | ||||||
1.1. | Принципы лепки рельефа | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Композиция рельефа | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Лепка орнамента простой формы | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Лепка орнамента сложной формы | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Лепка с натуры | ||||||
2.1. | Лепка кувшина простой формы | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Лепка натюрморта из крынки и яблока. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Этюд тематического 3-х предметного натюрморта | Практические | 4 | 6 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1 |
2.4. | Лепка этюдов птиц по памяти и наблюдению | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Этюд растений с натуры | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Лепка этюдов домашних животных по памяти | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Этюд с чучела крупной птицы | Практические | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Лепка фигуры человека | ||||||
3.1. | Этюды с гипсовой модели частей лица человека | Практические | 4 | 12 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Кратковременные наброски человека с натуры | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Лепка черепа | Практические | 4 | 12 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1 |
3.4. | Этюд фигуры человека в пространстве | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Лепка обрубовочной головы | Практические | 5 | 14 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Этюды по представлению с человеческой фигуры | Сам. работа | 5 | 21 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Лепка гипсовой головы | Практические | 5 | 16 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Наброски с сидящей фигуры человека | Сам. работа | 5 | 26 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Лепка живой головы | Практические | 5 | 18 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Тематическая композиция на основе литературного произведения | Сам. работа | 5 | 26 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Композиция в скульптуре | ||||||
4.1. | Пластический язык скульптуры. | Практические | 5 | 6 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Образная интерпретация в скульптуре | Сам. работа | 5 | 26 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Условность, типизация, идеализация в скульптурном образе. | Практические | 5 | 6 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Процесс создания скульптурного образа | Сам. работа | 5 | 30 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Зачет | 4 | 0 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 | |
4.6. | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Взаимодействие скульптуры с пространством. 2. Является ли скульптура частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение? 3. Насколько рассматриваемое произведение охватывает трехмерное пространство (круглая скульптура и скульптура, связанная с архитектурой; архитектурно-скульптурная форма, горельеф; рельеф; барельеф; живописный рельеф; контррельеф) 4. В каком материале выполняется скульптура? 5. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе? 6. Каковы пропорции (соотношения частей и целого) в данной скульптуре или скульптурной группе? Каковы пропорции человеческой фигуры? 7. Каков рисунок скульптуры (разработка и усложнение отношений между большими композиционными блоками, ритм внутренних членений и характер разработки поверхности)? Если речь идет о рельефе – как меняется целое при смене угла зрения? Как варьируется глубина рельефа и выстроены пространственные планы, сколько их ? 8. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы? 9. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга? 11. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Домашнее задание «2» - отсутствие домашней работы; «3» - неполное наличие домашних заданий; «4» - полностью выполнены все домашние задания с небольшими замечаниями. «5» - полностью выполнены все домашние задания. Самостоятельная работа – сдаются выполненные этюды, длительные объемные работы «1» - неудовлетворительно (работа не сдана); «2» - плохо (грубые ошибки в компановке, неумение самостоятельно вести скульптурную работу, неумение самостоятельно анализировать и исправлять ошибки); «3» - удовлетворительно (однообразное использование приёмов при выполнении задания, небрежность и неаккуратность выполнения); «4» - хорошо (некоторая неточность в компановке, небольшие недочёты, незначительные ошибки в передачи отношений); «5» - отлично (правильную компановку, последовательное, правильное и аккуратное ведение работы, умелое применение скульптурных техник, умение обобщать, творческий подход). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Стасов В.В. | ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, МУЗЫКА. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ В 6 Ч. ЧАСТЬ 1: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чаговец, Т.П. | Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура: Учебное пособие | Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url | |||
Э2 | 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи | |||
Э3 | 3. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея | |||
Э4 | 4. http://www.roerich.org/index.html музей Рериха в Нью-Йорке | |||
Э5 | 5. http://www.artsib.ru/ сибирские мастера | |||
Э6 | 6. http://www.artabus.com/artists.php современные французские художники | |||
Э7 | 7. http://other-art.rsuh.ru/ Музей "Другое искусство" 1950-70х годов | |||
Э8 | 8. http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Лувр | |||
Э9 | 9. http://artgorizont.com/ Галерея картин и информация о классиках и современниках украинского, русского и мирового искусства | |||
Э10 | 10. http://smallbay.ru/grafica.html музей искусств | |||
Э11 | 11. http://www.russianpaintings.net/doc.vphp?id=596 русская живопись сайт на английском языке | |||
Э12 | 12. D:\Agora Gallery - Chelsea New York City - Fine Art Gallery.htm | |||
Э13 | галерея искусств в НЬЮ- ЙОРКЕ | |||
Э14 | 13. http://www.artwall.ru/index.phtml?categoryID=101 ПОСТЕРЫ ШЕДЕВ-РОВ МИРОВОГО ИС. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
27Д | класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой |
25Д | склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с оборудованием и инструментами |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |