МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая реабилитация в психиатрической и соматической клиниках

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9, 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) 5 (10) Итого
Недель 19 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 0 22 22 22 22
Практические 0 34 34 34 34
Сам. работа 0 16 16 16 16
Итого 0 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Ларина Алена Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психологическая реабилитация в психиатрической и соматической клиниках

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представления об основах психологической
реабилитации больных в соматической и психиатрической
клиниках, а также в профилактике заболеваний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
ПСК-3.11 способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
ПСК-3.12 способностью и готовностью к взаимодействию с работниками в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные принципы реабилитации и функционального
диагноза;
– основные психологические и социальные факторы, опосредствующие
влияние болезни на качество жизни и эффективность
лечения;
– основные мишени и уровни психологического вмешательства;
– механизмы и методы повышения комплайенс, поведения,
связанного со здоровьем;
– методы и приемы формирования и изменения внутренней
картины болезни у больных соматическими заболеваниями;
– особенности психологической реабилитации в разных возрастных
группах; особенности работы с разными явлениями
(боль, тревога и т.п.);
– цели, задачи и основные методы реабилитации в психиатрической
клинике; основные индивидуальные и групповые
методы восстановления критичности; основные методы
восстановления утраченных навыков и социальзации.
– возможности и ограничения социально-психологических
программ разных уровней;
– структуру и особенности социально-психологических программ
в сфере профилактики и лечения;
3.2.Уметь:
3.2.1.– выявлять основные мишени реабилитационных мероприятий
и предлагать программу реабилитации в соматической
и психиатрической клиниках;
– проводить диагностику социальных и психологических
факторов, лежащих в основе возникновения, течения и
хронификации заболевания, а также факторов-буферов,
способствующих эффективности лечения;
– самостоятельно анализировать существующие социально-
психологические программы и формулировать основные
положения программ психологической реабилитации с
учетом различных условий;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– методологией биопсихосоциального подхода применительно
к задачам реабилитации;
– навыками психологического анализа индивидуального
случая с целью подбора программы реабилитационных
мероприятий;
– навыками создания и верификации социально-психологических
программ реабилитации и профилактики с клинической
психологии и психологии здоровья.
– базовыми техниками индивидуальной и групповой реабилитации
больных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общее представление о реабилитации
1.1. Реабилитация: подходы к определению, виды реабилитации. Реабилитация и лечение, реабилитация и профилактика. Принципы и этапы реабилитации. Лекции 10 6 ПСК-3.10, ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Соотношение биологических и психосоциальных воздействий на разных этапах реабилитации. Лекции 10 6 ПСК-3.12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Особенности реабилитации психически больных. Практические 10 6 ПСК-3.10, ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Функциональный диагноз как клиническая основа реабилитации. Биопсихосоциальная модель эффективности лечения и реабилитации. Лекции 10 6 ПСК-3.12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Субъективные и объективные критерии эффективности лечения. Субъективное благополучие, качество жизни и методы их оценки. Сам. работа 10 2 ПСК-3.10, ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Психологические и социальные факторы в структуре лечения и реабилитации
2.1. Роль психологических и факторов в опосредствовании влияния социальной ситуации болезни на качество жизни и эффективность лечения. Поведение, связанное со здоровьем. Комплайенс. Самоэффективность в отношении болезни. Плацебо-эффект. Социальная поддержка и эффективность лечения. Лекции 10 4 ПСК-3.12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Основные мишени и уровни психологического вмешательства: индивидуальный подход, модели диадического взаимодействия, групповые модели, общественные модели. Практические 10 8 ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Особенности психологического вмешательства, направленного на профилактику, эффективность лечения, реабилитацию, улучшение качества жизни и состояния. Практические 10 6 ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Рассмотреть и проанализировать примеры вмешательств и социальных программ. Сам. работа 10 3 ПСК-3.10 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психологическое сопровождение при соматических заболеваниях: модели и методы личностного уровня
3.1. Мотивационные модели и модели саморегуляции как основа психологического сопровождения при соматических заболеваниях. Практические 10 2 ПСК-3.12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Факторы предрасположения к заболеванию, триггеры, факторы хронификации заболевания. Сам. работа 10 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Механизмы и методы повышения комплайенс. Теории изменения поведения, связанного со здоровьем Практические 10 2 ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Внутренняя картина болезни как «орган» саморегу- ляции в отношении заболевания. Психотерапевтические методы работы с внутренней картиной болезни
4.1. Структура и функции внутренней картины болезни при соматических заболеваниях. Психотерапевтические подходы и методы работы с уровнями внутренней картины болезни. Сам. работа 10 3 ПСК-3.10 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Техники телесно- ориентированной терапии, релаксация, техники «осмысленной медитации». Техники гештальт-терапии, работа с переживанием, арт-терапия. Когнитивный уровень: обучение, когнитивная терапия, техники убеждения. Практические 10 2 ПСК-3.10 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Особенности использования методов психотерапии на разных этапах реакции на заболевание. Сам. работа 10 3 ПСК-3.10 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Мотивационные изменения при хронических заболеваниях, сдвиг цели на мотив, самоограничительное поведение. Мотивационный уровень: мотивационное интервью, тренинги оптимизма и жизнестойкости, экзистенциальная терапия. Практические 10 2 ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Особенности психологического сопровождения в различных условиях
5.1. Психология боли. Самоограничительное поведение при боли («поведение боли») и методы его преодоления. Сам. работа 10 3 ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Особенности психологического сопровождения в разных возрастных группах Практические 10 2 ПСК-3.11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Психологическая реабилитация в психиатрической клинике: функциональный диагноз и восстановительное лечение
6.1. Цели и задачи реабилитации в психиатрической клинике. Практические 10 2 ПСК-3.10 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Восстановительное лечение как этап реабилитации. Методы восстановления утраченных навыков и социализации. Восстановление психических функций: патопсихологическая коррекция. Методы когнитивной терапии. Структура групповых методов психотерапии. Группы социальной поддержки. Арт-терапия. Семейные исследования в психиатрии и их роль для реабилитации психически больных. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Практические 10 2 ПСК-3.10 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Реабилитация: подходы к определению, виды реабилитации.
Особенности психологической реабилитации.
2. Соотношение биологических и психосоциальных методов на
разных этапах реабилитации. Особенности реабилитации
психически больных.
3. Биопсихосоциальная модель эффективности лечения и реабилитации.
4. Функциональный диагноз как клиническая основа реабилитации.
5. Применение субъективных и объективных критериев для
оценки эффективности психологической реабилитации в психиатрической
и соматической клиниках.
6. Психологические и социальные факторы, опосредствующие
влияние болезни на качество жизни и эффективность лечения.
Поведение, связанное со здоровьем.
7. Основные мишени и уровни психологического вмешательства.
8. Модели в рамках индивидуального подхода к реабилитации и
профилактике.
9. Модели диадического взаимодействия, их применение в реабилитации
и профилактике.
10. Групповые модели, их применение в реабилитации и профилактике.
11. Общественные модели, их применение в реабилитации и профилактике.
12. Факторы предрасположения к заболеванию, триггеры, факторы
хронификации заболевания.
13. Внутренняя картина болезни как «орган» саморегуляции в отношении
заболевания.
14. Психотерапевтические подходы и методы работы с уровнями
внутренней картины болезни.
15. Функциональный диагноз как системный анализ социальной
и психической адаптации больных и ее механизмов.
16. Методы восстановления утраченных навыков и социализации
при психических заболеваниях.
17. Психообразование при психических заболеваниях.
18. Роль структуры взаимоотношений в психиатрических отделениях
и их значение для организации реабилитации.
19. Организационные формы реабилитации психически больных:
трудотерапия, лечебно-трудовые мастерские и полустационарное
лечение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Проектные задания
1. Анализ индивидуальных случаев с предложением основных
мишеней и этапов психологической реабилитации. Описание случаев и процесса реабилитации (из рекомендованной литературы).
2. Выполнение проектного задания включает самостоятельную
разработку и защиту социальной программы в сфере психологии
здоровья (профилактика, лечение и т.п.) или в сфере клинической
психологии (реабилитация больных с психическими
или соматическими заболеваниями). Мишень, целевая аудитория
и механизм воздействия выбираются, исходя из сферы научных
интересов студента.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 3. ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Панферов В.Н., Волохонская М.С., Микляева А.В. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зейгарник Б.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения компетенций и закрепления знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины студентам рекомендуется организовать самостоятельную работу:
1. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий.
2. Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п. Выполнение практических заданий, предусмотренных в рамках программы дисциплины (курса, модуля).
Студенты допускается к экзамену в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях.