МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02-ДиА-345-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 199
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 199 199 199 199
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Археография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с основными дефинициями и категориальным аппаратом данной научной дисциплины, раскрыть сущность основных проблем современной археографии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике, закономерностях развития и современном состоянии отечественной археографии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владение знаниями в области правил публикации исторических источников и оперативного издания документов
ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-12 способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы в развитии отечественной археографии;
теоретические основы современной археографии;
приемы и методы подготовки документальных публикаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять научно-справочный аппарат публикации;
анализировать готовые публикации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- подготовки документальных публикаций;
- археографической обработки документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Археография как научная дисциплина и сфера деятельности
1.1. Основные археографические понятия Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.2. Археография как самостоятельная область знаний и научная дисциплина, ее место в кругу других научных дисциплин Практические 4 2 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Отечественная археография в XVIII веке.
2.1. Исторические предпосылки возникновения и условия развития отечественной археографии. Сам. работа 4 12 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные этапы истории публикации источников по истории России, основные археографические центры и выдающиеся публикаторы. Практические 4 2 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Российская археография в XVIII в. Практические 4 2 ОПК-5, ПК-12 Л1.2, Л2.1
2.4. Первые археографические центры и их значение для отечественной археографии. Сам. работа 4 12 ОПК-5, ПК-12 Л1.2, Л2.1
2.5. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 4 17 ОПК-5, ПК-12 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. 3. Российская археография в XIX веке.
3.1. Российская археография в первой половине XIХ в. Сам. работа 4 10 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.2. Российская археография в середине 1860-х – середине 1890-х гг. Сам. работа 4 10 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.3. Археографические экспедиции и их роль в развитии отечественной археографии в XIX веке Сам. работа 4 10 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.4. Крупные публикации исторических документов в XIX веке Сам. работа 4 14 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 4 14 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. 4. Советская археография.
4.1. Развитие археографии в Советской России. Сам. работа 4 14 ОПК-5, ПК-12 Л1.2, Л2.1
4.2. Проблемы советской археографии. Сам. работа 4 14 ОПК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.3. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 4 14 ОПК-5, ПК-12 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. 5. Археография в России на современном этапе.
5.1. Изменения в отечественной археографии в 1990-х - начале 2000-х гг. Сам. работа 4 14 ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.2. Нормативно-методическая база современной археографии. Сам. работа 4 14 ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Проблемы и перспективы современной археографии в России Сам. работа 4 14 ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 4 16 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Экзамен 4 9 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. археография как научная дисциплина, узкое и широкое понимание археографии, предмет археографии.
2.связи археографии с другими областями знания: с гуманитарными дисциплинами (историческими и филологическими), с естественнонаучными. Связь археографии с издательским делом и современными информационными технологиями.
3.Становление российской археографии (конец XVII – первая половина XIХ вв.).
4.Собирание рукописей XI-XVII вв.
5.Собирание и коллекционирование рукописей в XVIII-начале ХХ вв.
6.Отечественная археография во второй половине XIX – начале XX вв.
7.Проблемы развития советской археографии (1917–1991 гг.)
8.Документальная публикация в системе источниковой базы исторической науки.

Полный перечень вопросов см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532

Практические задания:
1. Изменения в обществе и государстве и их влияние на развитие археографии в 1917-1980-х гг.
2. Деятельность археографических центров в 1917-1980- гг.
3. С.Н. Валк: биография, основные достижения и вклад в развитие отечественной ар-хеографии.
4. Прочитать статью Козлова В.П. «Теоретические основы археографии с позиций со-временности» и статьи, опубликованные в рамках дискуссии, ответить на следующие вопросы:
Основные положения статьи В.П. Козлова.
Спорные моменты в трактовке Козлова В.П.
В чем авторы согласны или не согласны с точкой зрения Козлова В.П.
Определить позиции авторов в отношении современной археографии.
Итоги дискуссии.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Функциональная (целевая) заданность документа, его виды и формы.
Трансформация документа в исторический источник.
Документальная публикация как исторический и историографический факт.
Модель документальной публикации.
Феноменология документальных публикаций.
Проблемы публикации архивных документов в электронных изданиях.
Эдиционная археография. Возможности и перспективы развития.
Нормативно-методическое обеспечение работы по публикации документов.
Публикации исторических источников в русском зарубежье.
«Золотой век» советской археографии (1950—1980-е гг.). Противоречивость периода.
Международное сотрудничество в издании документов.
Исторические тематические проекты в Интернете. Публикации документов на сайтах архивов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Полный перечень ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Адаменко, А.М. Археография. История и современное состояние : Кемерово: Кемеровский государственный университет // ЭБС «Университетская библиотека on-line»., 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал "Архивы России" - www.rusarchives.ru
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э4 Курс в Moodle "Археография" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из 5-ти разделов, в рамках которых изучается история, теория и практика отечественной археографии. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
Лекции даются обучающимся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При самостоятельном изучении теории обучающимся следует обратить внимание на терминологию в сфере современной археографии и на дискуссии по поводу предмета археографии. В подготовке к практическим занятиям учитывать тот факт, что имеющиеся на данный момент "Правила издания исторических источников..." во многом содержат устаревшие данные и ссылки на утратившие силу нормативно-правовые документы. При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. На прохождение теста дается одна попытка продолжительностью 1 ч 30 мин.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.