МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы и модели прогнозирования и планирования в условиях рынка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методы и модели прогнозирования и планирования в условиях рынка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.01 "Экономика"(утвержден приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н, профессор, Бочаров Сергей Николаевич, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н, профессор, Бочаров Сергей Николаевич, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
 Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.
 Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.
 Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов.
 Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.
 Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.
 Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах прогнозирования
- о технологии прогнозирования
- о способах формирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов
- о трендовых моделях прогнозирования динамики экономических процессов и явлений
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами
- о способах верификации прогнозов
- о методах предпрогнозных исследований
- о сущности и принципах прогнозирования динамики экономических процессов и явлений
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять формализованные методы для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
- применять экспертные методы для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками
-разработки задания на прогноз
- разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
- выбора методов и моделей прогнозирования динамики экономических процессов и явлений, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов
- оценки достоверности прогноза динамики экономических процессов и явлений
- сбора информации для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования
1.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основы теории и организации экономического прогнозирования Сам. работа 4 6 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Формализованные методы прогнозирования Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Прогнозная экстраполяция Лабораторные 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Прогнозная экстраполяция с учетом сезонных колебаний Лабораторные 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Формализованные методы прогнозирования Сам. работа 4 30 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Экспертные методы прогнозирования Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании Лабораторные 4 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании Сам. работа 4 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Интуитивные методы прогнозирования Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Интуитивные методы прогнозирования Сам. работа 4 14 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 4 5 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 4 6 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Экономическое прогнозирование: сущность, организация и методы
3.1. Экзамен 4 9 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Экспертные методы прогнозирования. Предпрогнозные исследования
4.1. Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании Сам. работа 4 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Интуитивные методы прогнозирования Сам. работа 4 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 4 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 4 6 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Бутакова Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
Л1.2 Музыко Е.И. Экономическое прогнозирование: основная литература НГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларькина, Е.В. , Рябченко Н.В. Анализ временных рядов и прогнозирование по данным таможенной статистики: дополнительная литература СПб. : Троицкий мост, 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447258
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.fst.ru - (официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ)
Э2 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э3 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э4 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э5 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э6 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э7 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э8 www.fst.ru - (официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ)
Э9 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э10 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э11 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э12 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э13 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э14 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э15 Курс в Moodle «Основы экономического прогнозирования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Сайты научно-исследовательских институтов в области экономики:
• www.iet.ru (ИЭПП - Институт экономических проблем переходного периода)
• www.cemi.rssi.ru (ЦЭМИ - Центральный экономико-математический институт)
• www.hse.ru (Институт макроэкономических исследований и прогнозирования ГУ ВШЭ)
Сайты, содержащие информацию о деятельности какого-либо исследовательского центра
• www.beafnd.org (Бюро экономического анализа)
• www.exin.ru (Экспертный институт)
• www.eeg.ru (Экономическая Экспертная Группа)
Сайты, содержащие каталогизированную базу по определенным темам, являющиеся электронными библиотеками:
• Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
• Научная электронная библиотека elibrari http://www.elibrari.ru
• Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://www.elibrari.asu.ru
Сайты официальных правительственных структур
• www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
• www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития РФ)
• www.gks.ru( официальный сайт Госкомстата)
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендуется использовать ЭУМК, размещенный на образовательном портале АлтГУ
Текущим контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам дисциплины. Особенное место при чтении курса занимают практические занятия и лабораторные работы. На практических занятиях при освоении новой темы студентам выдаются задания, направленные на закрепление практических навыков в данной предметной области. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров ценообразования России и ведущих российских и зарубежных компаний. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины включает в себя:
- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
- работу с электронными учебными ресурсами;
- изучение Интернет-ресурсов;
- выполнение самостоятельной работы;
- индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.