МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архивы личного происхождения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02-ДиА-345-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 199
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 199 199 199 199
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.;к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Архивы личного происхождения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам углубленное, целостное представление об истории формирования, деятельности и современном состоянии архивов и фондов личного происхождения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы в развитии архивов личного происхождения,особенности формирования фондов личного происхождения в архивах разного типа,особенности использования архивных документов и архивных фондов личного происхождения.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами и приемами подготовки личных архивов на государственное хранение.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный
1.1. Введение. Основные терминологические понятия.Правовая основа деятельности архивов личного просхождения. Правовая база функционирования архивных документов и фондов личного происхождения. Лекции 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. История формирования личных фондов и архивов личного происхождения.
2.1. Основные этапы собирания документов личного происхождения и формирования архивов личного происхождения. Сам. работа 2 20 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Документы и фонды личного происхождения в архивах, музеях, библиотеках и научных центрах РФ.
3.1. Комплектование государственных архивов РФ документами личного происхождения. Лекции 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Передача документов личного происхождения в государственные и муниципальные архива.Фондирование документов личного происхождения в государственных и муниципальных архивах. Особенности описания документов. Практические 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Использование документовличного происхождения. Практические 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Фонды личного происхождения в государственных и муниципальных архивах. Сам. работа 2 20 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Личные архивы деятелей литературы, искусства, науки и специализированные государственные архивы. Сам. работа 2 10 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Личные архивы деятелей литературы, искусства, науки и специализированные государственные архивы. Сам. работа 2 20 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Особенности работы с документами и фондами личного происхождения в Государственном архиве Алтайского края. Сам. работа 2 10 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Характеристика документов личного происхождения рукописных отделов музеев и библиотек, научно-отраслевых архивов. Сам. работа 2 10 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.9. Изучение нормативно-методической и законодательной базы курса. Изучение литературы по основным разделам и темам курса. Подготовка к экзамену. Сам. работа 2 109 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.10. Экзамен 2 9 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Архивы и фонды личного происхождения (определение, основные разновидности).
Правовая основа деятельности архивов личного происхождения.
Правовая база функционирования архивных документов и фондов личного происхож-дения.
История формирования архивов личного происхождения в дореволюционный период.
История формирования личных фондов и архивов личного происхождения в советский период.
Проблемы собирания личных архивов на современном этапе.
Передача документов личного происхождения в архивы на постоянное хранение.
Фондирование документов личного происхождения в государственных и муниципальных архивах.
Описание документов личного происхождения в архивах.
Основные формы использования фондов (документов) личного происхождения в государственных архивах.
Основные формы использования фондов (документов) личного происхождения в му-ниципальных архивах.
Основные формы использования фондов (документов) личного происхождения в негосударственных архивах.
Фонды (документы) личного происхождения в фондах музеев, библиотек и научных центров.

Практические задания
1. Объяснить содержание следующих терминов при помощи графических средств:
- фондообразователь;
- фондодержатель;
- владелец документов;
- документ личного происхождения;
- личный документ;
- персональный документ;
- архив личного происхождения;
- личный архив;
- фонд личного происхождения.
2. Сделать доклад-презентацию на тему "Что такое архив личного происхождения?"
Требования к предоставленным ответам:
Максимальная оценка - 10 баллов, 5 баллов за содержание доклада, 5 баллов за его пред-ставление.
Содержание:
- наличие вводной части, основного текста и выводов, самостоятельная работа без грубых ошибок - 5 баллов;
- самостоятельная работа, имеющая отдельные недочеты (нет выводов или вводной части или наличие ошибок) - 4 балла;
- не самостоятельная работа - 3 балла;
- не самостоятельная работа, наличие ошибок - 2 балла;
- не самостоятельная работа, наличие ошибок, не соответствие теме- 1 балл.
Представление:
- презентация должна содержать не менее 7 слайдов, сохранена в форматах: ppt, pptx, PDF (использование других программ допускается с предварительным обсуждением формата).
- презентация, отражающая основные положения доклада, не должна дублировать его текст!
- презентация, выполненная самостоятельно, содержащая читаемые и воспринимаемые слайды с иллюстративным материалом - 5 баллов;
- выполненная самостоятельно, имеющая некоторые недочеты в оформлении - 4 балла;
- содержащая, в основном, текстовый материал - 3 балла;
- не соответствующая докладу - 2 балла;
- не читаемый и не воспринимаемый текст, не соответствие докладу - 1 балл.
3. Анализ фондов личного происхождения Государственного архива Алтайского края.
Ознакомиться с Путеводителем по фондам ГААК.
Ознакомиться с материалами официального сайта ГААК.
Дать общее описание фондов личного происхождения: количество фондов, хронологиче-ские границы, виды документов.
Выбрать 3-4 фонда и дать более подробное описание, включая описание фондообразовате-ля.
Подробный перечень заданий и критерии оценивания каждого представлены в ЭУМКД по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3062
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Значение, особенности документов личного происхождения.
Личные архивы и архивная терминология.
Правовые основы работы с документами личного происхождения.
Классификация документов семейных и родовых фондов.
Освещение проблемы собирания и хранения документов личного происхождения на страницах архивоведческой печати.
Фонды личного происхождения (на примере государственного архива субъекта РФ).
Фонды личного происхождения (на примере федерального государственного архива РФ).
Организация выставки архивных документов (по фонду(ам)личного происхождения).
Публикации документов личного происхождения.
Особенности работы с документами и фондами личного происхождения в Государ-ственном архиве Алтайского края.
Основные формы использования документов и фондов личного происхождения в Гос-ударственном архиве Алтайского края.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотреть ФОС в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Тельчаров, А.Д. Архивоведение: Учебное пособие для бакалавров [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Для студентов бакалавриата Дашков и К, 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э2 Официальный сайт КГКУ "Государственный архив Алтайского края" www.archiv.ab.ru
Э3 Портал "Архивы России" rusarchives.ru
Э4 Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э5 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э6 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э7 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э8 Курс в Moodle "Архивы личного происхождения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из 3-х разделов, в рамках которых изучается история, теория и практика формирования и развития архивов личного происхождения в России. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3062
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Экзамен студенты сдают по билету, который включает один устный вопрос по теории и одно практическое задание, которое одинаково для всех и готовится заранее, предоставляется преподавателю не позднее, чем за неделю до даты экзамена (описание задания дано в ЭУМКД). Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.