Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 168 | 168 | 168 | 168 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | познакомить студентов с основными дефинициями и категориальным аппаратом данной научной дисциплины, раскрыть сущность основных проблем современной археографии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике, закономерностях развития и современном состоянии отечественной археографии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-3 | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ПК-24 | способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы информационно-коммуникационных технологий в археографии; основы подготовки обзоров литературы и источников |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и классифицировать информационно-коммуникационные технологии в работе с публикациями; анализировать научную литературу и информационные ресурсы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения информационно-коммуникационных технологий в решении задач археографической работы; навыками выявления научной литературы и электронных ресурсов для профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Археография как научная дисциплина и сфера деятельности | ||||||
1.1. | Основные археографические понятия | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Археография как самостоятельная область знаний и научная дисциплина, ее место в кругу других научных дисциплин | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. 2. Отечественная археография в XVIII веке. | ||||||
2.1. | Исторические предпосылки возникновения и условия развития отечественной археографии. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Собирание и коллекционирование рукописей на начальном этапе становления археографии в России. | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Первые археографические центры и их значение для отечественной археографии. | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 8 | 40 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. 3. Российская археография в XIX веке. | ||||||
3.1. | Российская археография в первой половине XIХ в. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Российская археография в середине 1860-х – середине 1890-х гг. | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Археографические экспедиции и их роль в развитии отечественной археографии в XIX веке | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Крупные публикации исторических документов в XIX веке | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 8 | 38 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. 4. Советская археография. | ||||||
4.1. | Развитие археографии в Советской России. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Крупные археографические центры. | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Проблемы советской археографии. | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | "Правила издания исторических документов СССР..." как документ, регламентирующий публикацию архивных документов. | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 8 | 40 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. 5. Археография в России на современном этапе. | ||||||
5.1. | Изменения в отечественной археографии в 1990-х - начале 2000-х гг. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | "Электронная археография". | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Нормативно-методическая база современной археографии. | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Проблемы и перспективы современной археографии в России | Практические | 8 | 4 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-3, ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. археография как научная дисциплина, узкое и широкое понимание археографии, предмет археографии. 2. связи археографии с другими областями знания: с гуманитарными дисциплинами (историческими и филологическими), с естественнонаучными. Связь археографии с издательским делом и современными информационными технологиями. 3. Становление российской археографии (конец XVII – первая половина XIХ вв.). 4. Собирание рукописей XI-XVII вв. 5. Собирание и коллекционирование рукописей в XVIII-начале ХХ вв. 6. Отечественная археография во второй половине XIX – начале XX вв. 7. Проблемы развития советской археографии (1917–1991 гг.) 8. Документальная публикация в системе источниковой базы исторической науки. Полный перечень вопросов см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Основные направления, тенденции и особенности развития отечественной архео-графии до 1917 г. 2. Научные исторические общества XVIII - XIX вв. как археографические центры. Виды их деятельности. Вклад в развитие науки. 3. Особенности постсоветской археографии. 4. Назовите имена наиболее известных отечественных археографов 19 века. 5. Понятие «электронная» или «компьютерная» археография. Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532 |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС представлен в приложении. Полный перечень ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Адаменко, А.М. | Археография. История и современное состояние : | Кемерово: Кемеровский государственный университет // ЭБС «Университетская библиотека on-line»., 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] | Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | портал "Архивы России" - | www.rusarchives.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Археография" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс состоит из 5-ти разделов, в рамках которых изучается история, теория и практика отечественной археографии. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом. Лекции даются обучающимся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При самостоятельном изучении теории обучающимся следует обратить внимание на терминологию в сфере современной археографии и на дискуссии по поводу предмета археографии. В подготовке к практическим занятиям учитывать тот факт, что имеющиеся на данный момент "Правила издания исторических источников..." во многом содержат устаревшие данные и ссылки на утратившие силу нормативно-правовые документы. При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей. Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с ис-пользованием ЭУМКД по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532 Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы. При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы. Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. На прохождение теста дается одна попытка продолжительностью 1 ч 30 мин. Устный зачёт проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |