Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_02-ДиА-345-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 197 | 197 | 197 | 197 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Цель курса – дать студентам углубленное, целостное представление об истории формирования и деятельности архивов России, преемственности практики комплектования, хранения и использования документов российских архивов в дореволюционный период и в новейшее время; познакомить с проблемами, связанными с собиранием и освоением наследия прошлого, в конкретной исторической обстановке. В их числе: развитие отечественного архивного дела, формы и методы управления архивами, влияние исторических условий на жизнь и деятельность архивов, разработка научно-справочного аппарата; использование архивных документов в практических, политических, научных и культурных целях. Кроме того, конечной целью курса является воспитание у студентов сознание гуманистической миссии архивиста в современном мире, связанной с постоянно возрастающей ценностью архивов как основного элемента возникающей в XXI веке новой «глобальной информационной инфраструктуры» (по терминологии ЮНЕСКО), или «единого архивно-информационного пространства» (по терминологии современных отечественных архивоведов). Для достижения цели решаются следующие задачи: - сформировать у студентов исторически конкретное представление об архивах России; - проследить основные этапы формирования Архивного фонда РФ – многоуровневой информационной системы; - научить студентов самостоятельно выявлять и объективно оценивать ключевые этапы в развитии отечественного архивного строительства; - дать анализ типологии и организационной структуры государственных и негосударственных архивов; - определить закономерности и особенности истории отечественного архивного дела; - дать историю складывания и характеристику основных комплексов документов, хранящихся в федеральных архивах, практику хранения и использования документов архивов; - изучить историю формирования научно-справочного аппарата архивов Кроме того, одной из задач курса является научить студентов самостоятельно выявлять и оценивать с применением историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории Отечества, а также его взаимообусловленность с историей духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-11 | способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям |
ОПК-3 | владение базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о процессе формирования системы государственного управления российскими архивами; генезисе и особенности функционирования государственных, негосударственных и личных архивов в прошлом и на современном этапе; месте отечественных архивов в системе государственного управления и историко-культурного наследия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | В результате изучения дисциплины студент знать: - конкретно-исторические особенности появления отечественных архивов; - процесс их создания, развития и эволюции; - историю и пути формирования документальных комплексов современных государственных архивов России; - основные понятия и термины, используемые при изучении архивов России; - структуру крупнейших архивов России, состав и содержание основных комплексов документов; - основные группы документов, которые откладывались в архивах в период функционирования фондообразователя; - особенности процессов комплектования, описания, систематизации и использования в работе отечественных архивов; уметь: - выделять общее и особенное в развитии и деятельности отечественных архивов; - устанавливать информационные связи документов фондообразователя; - определять внутреннюю систематизацию документов, выработанную фондообразователем; - проводить историко-компаративный анализ научных трудов историков отечественного архивного дела; - применять полученные знания в практической архивной работе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | оценки и анализа деятельности отечественных архивов; написания научно-исследовательских работ по истории архивов и архивного дела; организации работы современных архивов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Архивы и архивное дело в IX- XVII вв. | ||||||
1.1. | Письменность и архивное дело в Древнерусском государстве (IX – XII вв.). | Лекции | 3 | 2 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Архивы в русских землях в период феодальной раздробленности (XII – конец XIII вв.). | Лекции | 3 | 2 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Архивы в период Русского централизованного государства. | Практические | 3 | 2 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Виды архивов Древнерусского государства. Статус, состав документов. | Практические | 3 | 2 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Архивы и архивное дело Русского централизованного государства (конец XV – начало XVII вв.) | Практические | 3 | 2 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 3 | 21 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. 2. Архивы и архивное дело в период Российской империи. | ||||||
2.1. | Реорганизация архивного дела в России в XVIII в. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Архивы и архивное дело в XIX-XX вв. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. 3. Архивы и архивное дело РСФСР-СССР до 1938 г. | ||||||
3.1. | Складывание основ организации архивного дела в РСФСР-СССР. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Организация центрального архивного управления СССР. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 3 | 20 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. 4. Архивное дело в системе НКВД-МВД СССР. | ||||||
4.1. | Передача архивного дела в ведение НКВД СССР. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Архивы и архивное дело в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Изменения в архивном деле в 1950-е гг. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 3 | 20 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. 5. Архивное дело СССР в 1960-е-1980-е гг. | ||||||
5.1. | Передача ГАУ из системы МВД в подчинение Совета Министров СССР. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Основные тенденции архивного дела СССР в 1960-е-1980-е гг. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 3 | 20 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. 6. Реформирование архивного дела в 1990-е гг. | ||||||
6.1. | Изменения в системе архивного дела в России после распада СССР. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Основные факторы и проблемы развития архивного дела России в 1990-е - начале 2000-х гг. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 3 | 20 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Экзамен | 3 | 9 | ОК-11, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Практические задания: 1. Дать анализ и сравнительную характеристику организации хранения документов в: - период Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности; - период Русского централизованного государства; - в Российской империи XVIII в. Указать виды архивов и состав документов. 2. Изучить, проанализировать проект архивной реформы Д.Я. Самоквасова. 3. Изучить текст декрета "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" от 01.06.1918 г. Проанализировать результаты и последствия принятия данного декрета для дальнейшего развития архивного дела в стране. Ответ представить в виде инфографики. Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094 Примерные тестовые задания: 1. Вставьте пропущенные слова: Дела ….. поступали на хранение в архив III-го Отделения. а) об организации политического сыска; б) по внешней политике; в) о законодательной деятельности государства. 2. Выберите неправильные ответы: В разработке одного из самых известных проектов реформы архивного дела в России в кон. 60-х – нач. 70-х гг. XIX в. не участвовали: а) Калачов Н.В. б) Строев В.П. в) Розенкампф Г.А. 3. Выберите несколько правильных ответов: Какие документы хранились в архиве I-го Отделения? а) проекты и мнения государственных деятелей; б) фонды сановников; в) документы об общей деятельности канцелярии. Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1) Проанализировать архивное законодательство России в работе Д.Я. Самоквасова "Архивное дело в России (Прошедшая, настоящая и будущая постановка архивного дела в России)", дать ответ на следующие вопросы: 1. Особенности законодательного регулирования архивного дела в период приказной системы. 2. Основные изменения в архивном законодательстве в период коллегиальной системы и их влияние на развитие архивного дела России. 3. Регламентация работы архивов центральных учреждений и ведомств. 4. Регламентация работы архивов на местах. 2) Выбрать любую из предложенных тем и дать подробный анализ состояния архивного дела: 1. Архивы и архивное дело в конце 1950-х гг.- 1960-е гг. 2. Архивы и архивное дело в 1970-е-1980-е гг. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС представлен в приложениии. ФОС по дисциплине размещен на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шульгина М. В. | Архивоведение: | ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др | Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионально-го цикла): | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | портал "Архивы России" | rusarchives.ru | ||
Э2 | Электронная энциклопедия по истории России | www.runivers.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории отечественных архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом. С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: * внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия; * найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; * продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; * продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей. Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094 Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы. При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы. Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка. Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разде-лов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке сту-дентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |