Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | познакомить студентов с основными дефинициями и категориальным аппаратом данной научной дисциплины, раскрыть сущность основных проблем современной археографии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике, закономерностях развития и современном состоянии отечественной археографии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-4 | способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы в развитии отечественной археографии; теоретические основы современной археографии; приемы и методы подготовки документальных публикаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | составлять научно-справочный аппарат публикации; анализировать готовые публикации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - подготовки документальных публикаций; - археографической обработки документов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Археография как научная дисциплина и сфера деятельности | ||||||
1.1. | Основные археографические понятия | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Археография как самостоятельная область знаний и научная дисциплина, ее место в кругу других научных дисциплин | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
1.3. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 | |
1.4. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. 2. Отечественная археография в XVIII веке. | ||||||
2.1. | Исторические предпосылки возникновения и условия развития отечественной археографии. | Лекции | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.2. | Собирание и коллекционирование рукописей на начальном этапе становления археографии в России. | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
2.3. | Первые археографические центры и их значение для отечественной археографии. | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.4. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 | |
2.5. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. 3. Российская археография в XIX веке. | ||||||
3.1. | Российская археография в первой половине XIХ в. | Лекции | 2 | 2 | Л1.2 | |
3.2. | Российская археография в середине 1860-х – середине 1890-х гг. | Лекции | 2 | 2 | Л1.2 | |
3.3. | Археографические экспедиции и их роль в развитии отечественной археографии в XIX веке | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
3.4. | Крупные публикации исторических документов в XIX веке | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
3.5. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л2.1 | |
3.6. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. 4. Советская археография. | ||||||
4.1. | Развитие археографии в Советской России. | Лекции | 2 | 2 | Л1.2 | |
4.2. | Крупные археографические центры. | Лекции | 2 | 2 | Л1.2 | |
4.3. | Проблемы советской археографии. | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
4.4. | "Правила издания исторических документов СССР..." как документ, регламентирующий публикацию архивных документов. | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
4.5. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.6. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. 5. Археография в России на современном этапе. | ||||||
5.1. | Изменения в отечественной археографии в 1990-х - начале 2000-х гг. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
5.2. | "Электронная археография". | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 | |
5.3. | Нормативно-методическая база современной археографии. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 | |
5.4. | Проблемы и перспективы современной археографии в России | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
5.5. | Работа над заданиями в ЭУМКД | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 | |
5.6. | Изучение литературы по теме раздела | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Археография как научная дисциплина и сфера деятельности на современном этапе, место археографии среди других наук. Объект и предмет археографии. Функции археографии. 2. Понятие «документальная публикация». Функции документальных публикаций. 3. Выявление и отбор документов для публикации. 4. Научно-справочный аппарат и археографическое оформление доку-ментальных публикаций. 5. Типология документальных публикаций: типы, виды, формы и конфигурация публикаций. 6. Систематизация документов в публикации. 7. Взаимодействие документальной публикации и общественного сознания. 8. Документальная публикация как феномен нового знания о прошлом. 9. Модель документальной публикации. 10. Публикаторская деятельность федеральных государственных архивов РФ. 11. Публикаторская деятельность государственных архивов субъектов РФ. 12. Принципы и подходы подготовки электронных публикаций документов АФ РФ. 13. Основные проблемы при подготовке электронных публикаций. 14. Нормативно-методическое обеспечение подготовки издания документов Архивного фонда РФ. 15. Способы воспроизведения текста: критический, дипломатический, факсимильный и др. 16. Формирование и развитие отечественной археографии в период до 1917 г. 17. Археографические центры в России/СССР: обзор и краткая характеристика. 18. Выдающиеся отечественные археографы, их вклад в развитие археографии. 19. Основные черты советской археографии. 20. Археография России на современном этапе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Функциональная (целевая) заданность документа, его виды и формы. Трансформация документа в исторический источник. Документальная публикация как исторический и историографический факт. Модель документальной публикации. Феноменология документальных публикаций. Проблемы публикации архивных документов в электронных изданиях. Эдиционная археография. Возможности и перспективы развития. Нормативно-методическое обеспечение работы по публикации документов. Публикации исторических источников в русском зарубежье. «Золотой век» советской археографии (1950—1980-е гг.). Противоречивость периода. Международное сотрудничество в издании документов. Исторические тематические проекты в Интернете. Публикации документов на сайтах архивов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС представлен в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] | Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Адаменко, А.М. | Археография. История и современное состояние : | Кемерово: Кемеровский государственный университет // ЭБС «Университетская библиотека on-line»., 2013 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Шульгина М. В. | Архивоведение: | ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тельчаров, А.Д. | Архивоведение: Учебное пособие для бакалавров [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Для студентов бакалавриата | Дашков и К, 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | портал "Архивы России" - | www.rusarchives.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э3 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Археография" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из 5-ти разделов, в рамках которых изучается история, теория и практика отечественной археографии. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом. Лекции даются обучающимся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При самостоятельном изучении теории обучающимся следует обратить внимание на терминологию в сфере современной археографии и на дискуссии по поводу предмета археографии. В подготовке к практическим занятиям учитывать тот факт, что имеющиеся на данный момент "Правила издания исторических источников..." во многом содержат устаревшие данные и ссылки на утратившие силу нормативно-правовые документы. При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей. Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. На прохождение теста дается одна попытка продолжительностью 1 ч 30 мин. Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |