Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_02-ДиА-345-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 199 | 199 | 199 | 199 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров
1.1. | изучить особенности документирования и этапы развития отечественного делопроизводства в учреждениях XVI - XX вв. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-3 | владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения |
ПК-7 | способность оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные этапы развития системы делопроизводства, их специфику; Правовые акты, регламентирующие делопроизводство в разные хронологические периоды; Особенности составления документов в разные хронологические периоды; Основные разновидности делопроизводственной документации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разбираться в тенденциях развития отечественного делопроизводства в разные хронологические периоды |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с делопроизводственными документами отдельных хронологических периодов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Характеристика объекта и предмета дисциплины, цель, задачи, терминология и содержание курса. Характеристика источниковой базы. | Сам. работа | 1 | 30 | ПК-3, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Организация делопроизводства в учреждениях дореволюционной России | ||||||
2.1. | Делопроизводство в учреждениях XVI-XVII вв.Делопроизводство в учреждениях России XVIII в.Делопроизводство в учреждениях XIX в. - начала XX в. | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Делопроизводство в учреждениях XVI-XVII вв.Делопроизводство в учреждениях России XVIII в.Делопроизводство в учреждениях XIX в. - начала XX в. | Практические | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Изучение литературы по основным темам курса. Выполнение самостоятельных заданий (подготовка рефератов, письменных работ, докладов и презентаций). | Сам. работа | 1 | 80 | ПК-3, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Организация делопроизводства в советский период | ||||||
3.1. | Государственное делопроизводство в первые годы советской власти (1917-1919 гг. Развитие государственного делопроизводства в 1920-1940-е гг.Государственное делопроизводство в 1950-1960 е гг. Государственное делопроизводство в 1970-1990 е гг. | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Организация делопроизводства в советский период | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Изучение литературы по основным темам курса. Выполнение самостоятельных заданий (подготовка рефератов, письменных работ, докладов и презентаций). | Сам. работа | 1 | 89 | ПК-3, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Экзамен | 1 | 9 | ПК-3, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Предмет, терминология и содержание курса. 2. Источники изучения курса и литература. 3. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XVI-XVII вв. 4. Органы государственного управления в XVI-XVII вв., состав должностных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере, принцип принятия управленческих решений. 5. Документирование деятельности государственных учреждений в XVI - XVII вв., особенности формуляра документа. 6. Организация работы с документами в учреждениях XVI-XVII вв. Особенности формирования дел и организации архивного хранения. 7. Зарождение специальных систем документирования. 8. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XVIII в. «Генеральный регламент» и его значение для организации делопроизводства. 9. Органы государственного управления XVIII в., состав должностных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере, принцип принятия управленческих решений. 10. Организация работы с документами в центральных учреждениях XVIII в., порядок прохождения и исполнения документов, регистрация, контроль за исполнением. 11. Документирование деятельности учреждений в центральных учреждениях XVIII в.: основные виды документов, изменения в формуляре, реквизиты и их рас-положение. 12. «Общее учреждение губернское»: его роль и значение. 13. Организация делопроизводства в местных учреждениях XVIII в. 14. Состав губернских учреждений, состав канцелярских служащих и порядок решения дел. 15. Правила «сношений» местных учреждений России XVIII в. с высшими, равными и нижестоящими учреждениями и лицами. 16. Особенности формирования дел и организация архивного хранения в центральных и местных учреждениях XVIII в. 17. Специальные системы документирования в XVIII в. 18. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XIX- на-чала XX вв. «Общее учреждение министерств»: содержание и значение для организации делопроизводства. 19. Органы государственного управления XIX - начала XX в., состав должно-стных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере. 20. Организация работы с документами в центральных государственных уч-реждениях XIX – начале XX вв. «Образ производства дел». 21. Документирование деятельности центральных учреждений XIX – начала XX вв.: основные виды документов, изменения в формуляре, реквизиты, их расположение, бланки. 22. Развитие техники документирования в XIX- начала XX вв., новые виды документов, возникшие в результате применения технических средств. 23. Опыт рационализации делопроизводства в учреждениях России в конце XIX – начале XX вв. 24. Особенности формирования дел и организация их хранения в центральных учреждениях XIX – начала XX вв. Экспертиза ценности. 25. Переписка центральных государственных учреждений XIX – начала XX вв., просительские документы, акты. 26. Специальные системы документирования в XIX - начале XX в. 27. Становление и развитие государственного делопроизводства в первые годы советской власти в 1917-1919 годах. Вопросы делопроизводства в законодательстве первых лет советской власти. 28. Движение за научную организацию управленческого труда в делопроиз-водстве в 1920-е годы. Опыт работы НК РКИ, Оргстроя, Института техники управления по рационализации делопроизводства. 29. Советское делопроизводство в 1930-1940-е гг. Конституция 1936 г. об актах и распорядительных документах органов государственной власти и управления. 30. Государственное делопроизводство в 1950-1960-е годы. 31. Государственное делопроизводство в 1970-1990-е годы. 32. Унификация и стандартизация управленческих документов. Унифицированные системы документации. ГОСТы. 33. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ): цель, назначение, состав Основных положений, характеристика тематических разделов. 34. Организация делопроизводства на современном этапе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. | Источниковедение: учебное пособие | Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Русина Ю.А. | Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие | , 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Рогожин, М. Ю. | Документационное обеспечение управления: | , 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | |||
Э2 | http://www.biblioclub.ru - Университеская библиотека online | |||
Э3 | http://www.gdm.ru/ – Гильдия Управляющих Документацией | |||
Э4 | http://www.garant.ru/ – ГАРАНТ. Информационно-правовой портал | |||
Э5 | http://www.edou.ru/enc/ – Энциклопедия делопроизводства | |||
Э6 | http://iai.rsuh.ru/ – Историко-архивный институт РГГУ | |||
Э7 | http://www.vniidad.ru/ – Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела | |||
Э8 | http://archives.ru - Официальный сайт Федерального архивного агентства | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Цель освоение дисциплины - изучить особенности документирования и этапы развития отечественного делопроизводства в учреждениях XVI - XX вв. Дисциплина состоит из трех разделов. В первом разделе дается представление об объекте и предмете дисциплины, раскрываются цель и задачи изучения данного курса, дается подробная характеристика источниковой базы. Раздел «Организация делопроизводства в учреждениях дореволюционной России» посвящен изучению основных этапов развития дореволюционного делопроизводства. В ходе изучения данного раздела формируется представление о становлении правового регулирования сферы делопроизводства в России. Студенты должны различать особенности делопроизводства приказного, коллежского и министерского периодов. Отдельное внимание уделяется характеристике состава документов, развитию специальных систем документации, вопросам оформления отдельных видов документов. В разделе «Организация делопроизводства в советский период» раскрываются особенности становления системы делопроизводства в советской России. Большое внимание уделяется характеристике основных периодов развития советского делопроизводства. В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы истории делопроизводства в России. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии. Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с делопроизводственными источниками. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |