МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История делопроизводства в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02-ДиА-345-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 199
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 199 199 199 199
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
История делопроизводства в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить особенности документирования и этапы развития отечественного делопроизводства в учреждениях XVI - XX вв.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-7 способность оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы развития системы делопроизводства, их специфику;
Правовые акты, регламентирующие делопроизводство в разные хронологические периоды;
Особенности составления документов в разные хронологические периоды;
Основные разновидности делопроизводственной документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.разбираться в тенденциях развития отечественного делопроизводства в разные хронологические периоды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с делопроизводственными документами отдельных хронологических периодов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Характеристика объекта и предмета дисциплины, цель, задачи, терминология и содержание курса. Характеристика источниковой базы. Сам. работа 1 30 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация делопроизводства в учреждениях дореволюционной России
2.1. Делопроизводство в учреждениях XVI-XVII вв.Делопроизводство в учреждениях России XVIII в.Делопроизводство в учреждениях XIX в. - начала XX в. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Делопроизводство в учреждениях XVI-XVII вв.Делопроизводство в учреждениях России XVIII в.Делопроизводство в учреждениях XIX в. - начала XX в. Практические 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение литературы по основным темам курса. Выполнение самостоятельных заданий (подготовка рефератов, письменных работ, докладов и презентаций). Сам. работа 1 80 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация делопроизводства в советский период
3.1. Государственное делопроизводство в первые годы советской власти (1917-1919 гг. Развитие государственного делопроизводства в 1920-1940-е гг.Государственное делопроизводство в 1950-1960 е гг. Государственное делопроизводство в 1970-1990 е гг. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Организация делопроизводства в советский период Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Изучение литературы по основным темам курса. Выполнение самостоятельных заданий (подготовка рефератов, письменных работ, докладов и презентаций). Сам. работа 1 89 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Экзамен 1 9 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, терминология и содержание курса.
2. Источники изучения курса и литература.
3. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XVI-XVII вв.
4. Органы государственного управления в XVI-XVII вв., состав должностных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере, принцип принятия управленческих решений.
5. Документирование деятельности государственных учреждений в XVI - XVII вв., особенности формуляра документа.
6. Организация работы с документами в учреждениях XVI-XVII вв. Особенности формирования дел и организации архивного хранения.
7. Зарождение специальных систем документирования.
8. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XVIII в. «Генеральный регламент» и его значение для организации делопроизводства.
9. Органы государственного управления XVIII в., состав должностных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере, принцип принятия управленческих решений.
10. Организация работы с документами в центральных учреждениях XVIII в., порядок прохождения и исполнения документов, регистрация, контроль за исполнением.
11. Документирование деятельности учреждений в центральных учреждениях XVIII в.: основные виды документов, изменения в формуляре, реквизиты и их рас-положение.
12. «Общее учреждение губернское»: его роль и значение.
13. Организация делопроизводства в местных учреждениях XVIII в.
14. Состав губернских учреждений, состав канцелярских служащих и порядок решения дел.
15. Правила «сношений» местных учреждений России XVIII в. с высшими, равными и нижестоящими учреждениями и лицами.
16. Особенности формирования дел и организация архивного хранения в центральных и местных учреждениях XVIII в.
17. Специальные системы документирования в XVIII в.
18. Отражение вопросов делопроизводства в законодательных актах XIX- на-чала XX вв. «Общее учреждение министерств»: содержание и значение для организации делопроизводства.
19. Органы государственного управления XIX - начала XX в., состав должно-стных лиц и их обязанности в делопроизводственной сфере.
20. Организация работы с документами в центральных государственных уч-реждениях XIX – начале XX вв. «Образ производства дел».
21. Документирование деятельности центральных учреждений XIX – начала XX вв.: основные виды документов, изменения в формуляре, реквизиты, их расположение, бланки.
22. Развитие техники документирования в XIX- начала XX вв., новые виды документов, возникшие в результате применения технических средств.
23. Опыт рационализации делопроизводства в учреждениях России в конце XIX – начале XX вв.
24. Особенности формирования дел и организация их хранения в центральных учреждениях XIX – начала XX вв. Экспертиза ценности.
25. Переписка центральных государственных учреждений XIX – начала XX вв., просительские документы, акты.
26. Специальные системы документирования в XIX - начале XX в.
27. Становление и развитие государственного делопроизводства в первые годы советской власти в 1917-1919 годах. Вопросы делопроизводства в законодательстве первых лет советской власти.
28. Движение за научную организацию управленческого труда в делопроиз-водстве в 1920-е годы. Опыт работы НК РКИ, Оргстроя, Института техники управления по рационализации делопроизводства.
29. Советское делопроизводство в 1930-1940-е гг. Конституция 1936 г. об актах и распорядительных документах органов государственной власти и управления.
30. Государственное делопроизводство в 1950-1960-е годы.
31. Государственное делопроизводство в 1970-1990-е годы.
32. Унификация и стандартизация управленческих документов. Унифицированные системы документации. ГОСТы.
33. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ): цель, назначение, состав Основных положений, характеристика тематических разделов.
34. Организация делопроизводства на современном этапе.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. Источниковедение: учебное пособие Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Русина Ю.А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие , 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ"
Э2 http://www.biblioclub.ru - Университеская библиотека online
Э3 http://www.gdm.ru/ – Гильдия Управляющих Документацией
Э4 http://www.garant.ru/ – ГАРАНТ. Информационно-правовой портал
Э5 http://www.edou.ru/enc/ – Энциклопедия делопроизводства
Э6 http://iai.rsuh.ru/ – Историко-архивный институт РГГУ
Э7 http://www.vniidad.ru/ – Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела
Э8 http://archives.ru - Официальный сайт Федерального архивного агентства
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель освоение дисциплины - изучить особенности документирования и этапы развития отечественного делопроизводства в учреждениях XVI - XX вв.
Дисциплина состоит из трех разделов. В первом разделе дается представление об объекте и предмете дисциплины, раскрываются цель и задачи изучения данного курса, дается подробная характеристика источниковой базы. Раздел «Организация делопроизводства в учреждениях дореволюционной России» посвящен изучению основных этапов развития дореволюционного делопроизводства. В ходе изучения данного раздела формируется представление о становлении правового регулирования сферы делопроизводства в России. Студенты должны различать особенности делопроизводства приказного, коллежского и министерского периодов. Отдельное внимание уделяется характеристике состава документов, развитию специальных систем документации, вопросам оформления отдельных видов документов. В разделе «Организация делопроизводства в советский период» раскрываются особенности становления системы делопроизводства в советской России. Большое внимание уделяется характеристике основных периодов развития советского делопроизводства.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы истории делопроизводства в России. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с делопроизводственными источниками. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.