Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_02-ДиА-345-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 204 | 204 | 204 | 204 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | дать студентам системные знания о истории возникновения чиновничества и эволюции государственного чиновничего аппарата аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-4 | способность самостоятельно работать с различными источниками информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные периоды и особенности возникновение чиновничей иерархии в различные исторические эпохи; организационное устройство и структуру чиновничества в различные хронологические периоды отечественной истории; законодательную и нормативно-правовую базу регламинтирующую деятельность чиновников в различные хронологические периоды отечественной истории. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | давать целостную характеристику и оценку чиновничей системе каждой исторической эпохи; работать как с неопубликованными (архивными) источниками по истории чиновничества, так и с официальными документами органов государственной власти. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийным аппаратом данной дисциплины; технологией поиска правовых актов отражающих историю чиновничесва навыками работы с историческими источниками, содержащими материалы по истории чиновничества; знаниями chernehs чиновничества в различные исторические эпохи. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ | ||||||
1.1. | Понятия «титул», «чин», «звание», «ранг», «должность». | Лекции | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
Раздел 2. СТАРИННЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ | ||||||
2.1. | Думные чины | Лекции | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
2.2. | Чины придворной службы | Практические | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
2.3. | Старинные и служебные чины и звания. | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-4 | Л1.1 |
Раздел 3. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ | ||||||
3.1. | Табель о рангах как результат социально-экономического развития России в первой четверти XVIII века. | Практические | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
3.2. | Табель о рангах как результат социально-экономического развития России в первой четверти XVIII века. | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-4 | Л1.1 |
3.3. | Структура табеля о рангах: военные, гражданские и придворные чины. Их деление на классы. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
3.4. | Военные чины по табелю о рангах | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-4 | Л1.1 |
3.5. | Гражданские и придворные чины по табелю о рангах | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-4 | Л1.1 |
Раздел 4. ЧИНЫ И ЗВАНИЯ В РОССИИ В XVIII-начале XX вв. | ||||||
4.1. | Законодательные изменения в чинах и званиях в 18-19 вв. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
4.2. | Образ чиновника с литературе и искусстве 18-19 вв. | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-4 | Л1.1 |
4.3. | Отмена военных и гражданских чинов в 1917 г. | Сам. работа | 2 | 19 | ПК-4 | Л1.1 |
4.4. | Изучение литературы, источников по курсу. | Сам. работа | 2 | 58 | ПК-4 | Л1.1 |
4.5. | Зачет | 2 | 4 | ПК-4 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Императорский титул. Положение об императорской фамилии. Дворянство. Дворянство потомственное и личное. Дворянские титулы. Барон. Дворянские титулы. Граф. Дворянские титулы. Князь Старинные служебные чины военно-административной службы: княжий муж, думные чины. Старинные служебные чины военно-административной службы: воевода, наместник, посадник, тысяц-кий, волостель. Старинные служебные чины военно-административной службы: городовые приказчики, городничий, голова, гридин, детские, отроки, дети боярские, жильцы. Старинные служебные чины придворной службы: мечник, печатник, оружничий, постельничий, спаль-ник, кравчий, сокольничий, ловчий. Старинные служебные чины придворной службы: дворецкий, дворской, стряпчий, конюший, ясельни-чий, чашник, стольник, рында, ключник. «Табель о рангах». Цели, задачи и историческое значение. «Табель о рангах». Военные чины I-VII классов. «Табель о рангах». Военные чины VIII-XIV классов. «Табель о рангах». Военно-морские чины I-VII классов. «Табель о рангах». Военно-морские чины VIII-XIV классов. «Табель о рангах». Чины в гвардии. «Табель о рангах». Гражданские чины I-VII классов. «Табель о рангах». Гражданские чины VIII-XIV классов. «Табель о рангах». Придворные чины I-VII классов. «Табель о рангах». Придворные чины VIII-XIV классов. «Табель о рангах». Свитские звания. Чины черного духовенства. Соответствие их «Табели о рангах». Чины белого духовенства. Соответствие их «Табели о рангах». Горные чины «Табели о рангах». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Гражданское чинопроизводство в России 2. Чины горного ведомства во второй половине XVIII в. 3. Образ чиновника в произведениях русской литературы. 4. Чиновник глазами А.П. Чехова. 5. Чиновник глазами Н.В. Гоголя. 6. Образы военных чиновников в произведениях живописи русских художников. 7. Образ чиновника в произхведених художников-передвижников. 8. Чиновник и русское общество 18-19 века. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение (ФОС) ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1266 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чекрыжова О.И. | История чиновничества: | , 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Императорский дом | www.imperialhouse.ru | ||
Э2 | Герольдия | www.geroldia.ru | ||
Э3 | Сетевое издание "Геральдика.РУ" | sovet.geraldika.ru | ||
Э4 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э5 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "История чиновничества" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории чиновничества в России. Обучающимся предлагается традиционная форма обучени: лекционные занятия, практические задания и самостоятельная работа. При самостоятельной подготовке рекомендуется использовать дополнительные учебные материалы из научной библиотеки АлтГУ, электронных ресурсов. Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем. В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях. Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: – внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; – найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; – после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; – продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; – продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными. Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины. Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |