Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью изучения дисциплины является знакомство с ролью и значением этикета как части нравственной культуры людей разных национальностей |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-2 | способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные этапы развития общества и государства, периодизацию и хронологию узловых моментов исторического развития социума, хозяйственно-культурные типы, существующие в традиционных обществах. Основные этапы эволюции человека, периодизацию и хронологию узловых моментов исторического развития социума |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Обобщать комплекс знаний, отражающий основные этапы развития общества и государства и применять его в учебной и научной практике. Применять комплекс знаний о развитии человека, этапах и специфики этого процесса в учебной и научной практике. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть методикой замера основных антропологических параметров и определения базовых антропометрических показателей (пол, возраст, расовая принадлежность). Иметь навык методики полевой этнографической работы с информаторами: опрос, беседа, описание явлений традиционной культуры, реконструкции. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Определение понятия этикет | ||||||
1.1. | Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Этология. | Практические | 7 | 2 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | История этикета. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Этология. | Лекции | 7 | 4 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Определение понятия этикет. История этикета. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Этология. | Сам. работа | 7 | 20 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Классификации культур и этикет | ||||||
2.1. | Классификации культур и этикет. Этикет и специфика его сложения в различных ХКТ. | Лекции | 7 | 2 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Ранние формы этикета в присваивающих и производящих обществах. | Практические | 7 | 2 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Классификации культур и этикет. Этикет и специфика его сложения в различных ХКТ. Ранние формы этикета в присваивающих и производящих обществах. | Сам. работа | 7 | 20 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Особенности этикета в период сложения государства | ||||||
3.1. | Особенности этикета в период сложения государства. Этикет и большая патриархальная семья. Этикет в период формирование частной собственности. | Лекции | 7 | 2 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Этикет в период формирование частной собственности. Разделение элементов этикета на городской и сельский. | Практические | 7 | 2 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Особенности этикета в период сложения государства. Этикет и большая патриархальная семья. Этикет в период формирование частной собственности. Разделение элементов этикета на городской и сельский. | Сам. работа | 7 | 13 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Этикет в период формирования цивилизации | ||||||
4.1. | Древность и средневековье – разделение этикета на традиции «западные» и «восточные». | Лекции | 7 | 2 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Специфика этологии кочевых и оседлых народов | Практические | 7 | 4 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Этикет в период формирования цивилизации. Древность и средневековье – разделение этикета на традиции «западные» и «восточные». Специфика этологии кочевых и оседлых народов | Сам. работа | 7 | 22 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Виды этикета и их особенности | ||||||
5.1. | Виды этикета и их особенности: повседневный, деловой (бизнес-этикет). Телефонный, спортивный, воинский, дипломатический (протокол) и т.п. | Лекции | 7 | 4 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Виды этикета и их особенности: повседневный, деловой (бизнес-этикет). Телефонный, спортивный, воинский, дипломатический (протокол) и т.п. | Практические | 7 | 4 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Виды этикета и их особенности: повседневный, деловой (бизнес-этикет). Телефонный, спортивный, воинский, дипломатический (протокол) и т.п. | Сам. работа | 7 | 20 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Особенности поведения различных народов и этикет | ||||||
6.1. | Особенности поведения различных народов и этикет. Азиатские и европейские народы. Американцы | Лекции | 7 | 4 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Реликты и архетипы этикета. Этнографический этикет. | Практические | 7 | 4 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Особенности поведения различных народов и этикет. Азиатские и европейские народы. Американцы. Этикет гостеприимства. Реликты и архетипы этикета. Этнографический этикет | Сам. работа | 7 | 22 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Экзамен | 7 | 27 | ОК-2, ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. История этикета. 2. Сложение традиций этикета 3. Этология. 4. Этикет в различных ХКТ. 5. Ранние формы этикета в присваивающих и производящих обществах. 6. Разделение этикета на «западные» и «восточные» традиции. 7. Специфика этологии кочевых и оседлых народов. 8. Виды этикета. 9. Азиатские и европейские народы. 10. Американцы. 11. Этикет гостеприимства. 12. Реликты и архетипы этикета. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. История этикета. 2. Ранние формы этикета в присваивающих и производящих обществах. 3. Этикет в период формирование частной собственности. 4. Специфика этологии кочевых и оседлых народов. 5.Виды этикета и их особенности: повседневный, деловой (бизнес-этикет). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Если ваш собеседник чихнул несколько раз подряд, вы должны: a. Промолчать b. Сказать ему один раз: «Будь здоров(а)» c. Желать ему здоровья после каждого «чиха» Уходя из ресторана, мужчина должен: a. Сначала подать одежду женщине, а потом одеться сам b. Сначала одеться сам, а затем одеть даму c. Позволить одевать свою даму гардеробщику К каждому незнакомому человеку полагается обращаться на «вы», если он достиг возраста… a. 12 лет b. 16 лет c. 18 лет Как правильно складывать вилку и нож на тарелке после завершения приёма пищи? a. Крест-накрест b. Параллельно друг другу c. Так, чтобы их концы слегка пересекались Рефераты 1. Речевой этикет; 2. Деловой этикет; 3. Столовый этикет; 4. Этикет «выходного дня»; 5. Религиозный этикет; 6. Общегражданский этикет; 7. Праздничный этикет; 8. Профессиональный этикет; 9. Свадебный этикет; 10. Воинский этикет; 11. Дипломатический этикет 12. Придворный этикет |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. | Национальный этикет: учебное пособие | СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Леонтьева Г.А. | Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник | ВЛАДОС, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Васильева О.Р. Этикет народов мира. Иваново, 2006 | ivgpu.com | ||
Э2 | Пронин А.М. Этика и эстетика.2005 | sci-book.com | ||
Э3 | Этикет в разных странах | sekret-etiket.narod.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Этикет // https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%E8%EA%E5%F2 Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bayb/index.php Этикет от А до Я. Режим доступа: http://www.etiket.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Контрольи оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551 Вид работы Максимальное число баллов Критерии оценки Лекции 33 Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы Практические задания 40 умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники; логичность построения хода и результатов выполнения работы; качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов); качество оформления результатов работы; умение использовать дополнительные возможности информационных технологий; умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки Тест 27 Даны верные ответы на вопросы теста ИТОГО 100 |