МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этикет в культуре народов мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., профессор, А.Л. Кунгуров

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Ю.В. Трубниковва

Рабочая программа дисциплины
Этикет в культуре народов мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является знакомство с ролью и значением этикета как части нравственной культуры людей разных национальностей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы развития общества и государства, периодизацию и хронологию узловых моментов исторического развития социума, хозяйственно-культурные типы, существующие в традиционных обществах. Основные этапы эволюции человека, периодизацию и хронологию узловых моментов исторического развития социума
3.2.Уметь:
3.2.1.Обобщать комплекс знаний, отражающий основные этапы развития общества и государства и применять его в учебной и научной практике. Применять комплекс знаний о развитии человека, этапах и специфики этого процесса в учебной и научной практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методикой замера основных антропологических параметров и определения базовых антропометрических показателей (пол, возраст, расовая принадлежность). Иметь навык методики полевой этнографической работы с информаторами: опрос, беседа, описание явлений традиционной культуры, реконструкции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение понятия этикет
1.1. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Этология. Практические 7 2 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. История этикета. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Этология. Лекции 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Определение понятия этикет. История этикета. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Этология. Сам. работа 7 20 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Классификации культур и этикет
2.1. Классификации культур и этикет. Этикет и специфика его сложения в различных ХКТ. Лекции 7 2 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Ранние формы этикета в присваивающих и производящих обществах. Практические 7 2 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Классификации культур и этикет. Этикет и специфика его сложения в различных ХКТ. Ранние формы этикета в присваивающих и производящих обществах. Сам. работа 7 20 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Особенности этикета в период сложения государства
3.1. Особенности этикета в период сложения государства. Этикет и большая патриархальная семья. Этикет в период формирование частной собственности. Лекции 7 2 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Этикет в период формирование частной собственности. Разделение элементов этикета на городской и сельский. Практические 7 2 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности этикета в период сложения государства. Этикет и большая патриархальная семья. Этикет в период формирование частной собственности. Разделение элементов этикета на городской и сельский. Сам. работа 7 13 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Этикет в период формирования цивилизации
4.1. Древность и средневековье – разделение этикета на традиции «западные» и «восточные». Лекции 7 2 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Специфика этологии кочевых и оседлых народов Практические 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Этикет в период формирования цивилизации. Древность и средневековье – разделение этикета на традиции «западные» и «восточные». Специфика этологии кочевых и оседлых народов Сам. работа 7 22 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Виды этикета и их особенности
5.1. Виды этикета и их особенности: повседневный, деловой (бизнес-этикет). Телефонный, спортивный, воинский, дипломатический (протокол) и т.п. Лекции 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
5.2. Виды этикета и их особенности: повседневный, деловой (бизнес-этикет). Телефонный, спортивный, воинский, дипломатический (протокол) и т.п. Практические 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
5.3. Виды этикета и их особенности: повседневный, деловой (бизнес-этикет). Телефонный, спортивный, воинский, дипломатический (протокол) и т.п. Сам. работа 7 20 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Особенности поведения различных народов и этикет
6.1. Особенности поведения различных народов и этикет. Азиатские и европейские народы. Американцы Лекции 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
6.2. Реликты и архетипы этикета. Этнографический этикет. Практические 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
6.3. Особенности поведения различных народов и этикет. Азиатские и европейские народы. Американцы. Этикет гостеприимства. Реликты и архетипы этикета. Этнографический этикет Сам. работа 7 22 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
6.4. Экзамен 7 27 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История этикета.
2. Сложение традиций этикета
3. Этология.
4. Этикет в различных ХКТ.
5. Ранние формы этикета в присваивающих и производящих обществах.
6. Разделение этикета на «западные» и «восточные» традиции.
7. Специфика этологии кочевых и оседлых народов.
8. Виды этикета.
9. Азиатские и европейские народы.
10. Американцы.
11. Этикет гостеприимства.
12. Реликты и архетипы этикета.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История этикета.
2. Ранние формы этикета в присваивающих и производящих обществах.
3. Этикет в период формирование частной собственности.
4. Специфика этологии кочевых и оседлых народов.
5.Виды этикета и их особенности: повседневный, деловой (бизнес-этикет).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Если ваш собеседник чихнул несколько раз подряд, вы должны:
a. Промолчать
b. Сказать ему один раз: «Будь здоров(а)»
c. Желать ему здоровья после каждого «чиха»
Уходя из ресторана, мужчина должен:
a. Сначала подать одежду женщине, а потом одеться сам
b. Сначала одеться сам, а затем одеть даму
c. Позволить одевать свою даму гардеробщику
К каждому незнакомому человеку полагается обращаться на «вы», если он достиг возраста…
a. 12 лет
b. 16 лет
c. 18 лет
Как правильно складывать вилку и нож на тарелке после завершения приёма пищи?
a. Крест-накрест
b. Параллельно друг другу
c. Так, чтобы их концы слегка пересекались

Рефераты
1. Речевой этикет;
2. Деловой этикет;
3. Столовый этикет;
4. Этикет «выходного дня»;
5. Религиозный этикет;
6. Общегражданский этикет;
7. Праздничный этикет;
8. Профессиональный этикет;
9. Свадебный этикет;
10. Воинский этикет;
11. Дипломатический этикет
12. Придворный этикет

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. Национальный этикет: учебное пособие СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьева Г.А. Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник ВЛАДОС, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Васильева О.Р. Этикет народов мира. Иваново, 2006 ivgpu.com
Э2 Пронин А.М. Этика и эстетика.2005 sci-book.com
Э3 Этикет в разных странах sekret-etiket.narod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Этикет // https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%E8%EA%E5%F2
Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bayb/index.php
Этикет от А до Я. Режим доступа: http://www.etiket.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контрольи оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100