МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 135
контроль 9
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение: Документационные системы и архивы в региональной системе управления
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение опытом по организации и осуществлению процесса обучения по документоведческим и архивоведческим дисциплинам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 готовность самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки
ПК-30 способность и готовность разрабатывать методики преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин
ПК-31 способность и готовность читать лекции и вести практические занятия в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-методические документы, регулирующие содержание, организацию и проведение обучения в высшей школе;
специфику содержания и процесса обучения по документоведческим и архивоведческим дисциплинам высшей школы.
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать психолого-педагогические особенности организации процесса обучения по документоведческим и архивоведческим дисциплинам;
обосновывать пути, способы и средства достижения целей обучения; выбор типа, вида и структуры занятия, методов, приемов и средств обучения, форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных условий;
осуществлять планирование учебного процесса на основе анализа содержания учебной программы;
подбирать и разрабатывать задания для обучающихся;
диагностировать результаты учебной деятельности студентов; проектировать занятия различных типов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом данной дисциплины;
способностью обобщения, анализа собственной педагогической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Система образования Российской Федерации в современных условиях. Лекции 3 2 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.2
1.2. Документоведческие и архивоведческие дисциплины уровня высшего образования. Их цели и задачи, роль в подготовке современного специалиста. Лекции 3 2 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Основы организации деятельности педагога высшей школы
2.1. Требования к преподавателю высшей школы Лекции 3 2 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.2, Л2.1
2.2. Действующие нормативно-методические документы, регулирующие организацию, содержание, обеспечение, проведение, анализ процесса обучения, деятельность преподавателя на уровне ВО. Практические 3 2 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Отражение содержания дисциплины в учебно-методической документации
3.1. Отражение содержания дисциплины в учебно-методической документации Лекции 3 2 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Особенности методики преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин
4.1. Особенности вузовской дидактической системы Лекции 3 2 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.1
Раздел 5. Проведение текущего и итогового контроля. Оценка результатов учебной деятельности
5.1. Тестовые формы контроля Лекции 3 2 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.2
5.2. Разработка учебно-методического комплекса по какой-либо из документоведческих или архивоведческих дисциплин Практические 3 22 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Изучение нормативной правовой документации и литературы по основным разделам курса. Подготовка к итоговой аттестции: разработка учебно-методического комплекса по какой-либо из документоведческих или архивоведческих дисциплин. Сам. работа 3 135 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л2.1, Л1.1
5.4. Зачет 3 9 ОПК-8, ПК-30, ПК-31 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Требования к педагогу высшей школы. Уровни квалификации педагога.
2. Система образования Российской Федерации в современных условиях. Особенности организации процесса обучения на уровне высшего образования.
3. Документоведческие и архивоведческие дисциплины уровня высшего образования. Их цели и задачи, роль в подготовке современного специалиста.
4. УМК и рабочая программа дисциплины в высшей школе. Порядок их разработки.
5. Лекция как форма организации обучения на уровне высшего образования. Требования к подготовке и проведению лекций. Конспект лекций. План лекции.
6. Типы лекций по методике проведения (классическая, проблемная и пр.).
7. Практическое занятие как форма организации обучения на уровне высшего образования. Цели, задачи и алгоритмы организации обучения.
8. Целеполагание в проектировании занятий. Постановка целей и задач лекции. Обучающая, воспитательная, развивающая цели занятия.
9. Самостоятельная работа обучаемых и ее роль в эффективности процесса обучения. Формы организации самостоятельной работы.
10. Консультация как форма организации обучения.
11. Методы обучения. Классификация методов обучения по характеру деятельности обучаемых (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).
12. Формы обучения (формы организации учебной деятельности обучаемых: индивидуальная, групповая) и их краткая характеристика.
13. Средства обучения и их использование в учебном процессе.
14. Контроль учебного процесса. Методы (устные, письменные, электронные, практические) и формы контроля.
15. Зачет как форма итогового контроля по дисциплине. Разработка системы вопросов к зачету.
16. Экзамен как форма итогового контроля по дисциплине. Разработка системы вопросов к экзамену. Экзаменационный билет.
17. Тестирование как метод контроля. Его достоинства и недостатки.
18. Использование компьютерных технологий в процессе обучения по документоведческим дисциплинам. Преимущества и недостатки компьютерных технологий в обучении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Система образования Российской Федерации в современных условиях. Особенности организации процесса обучения на уровне высшего образования.
2. Лекция как форма организации обучения на уровне высшего образования. Требования к подготовке и проведению лекций.
3. Самостоятельная работа обучаемых и ее роль в эффективности процесса обучения.
4. Использование компьютерных технологий в процессе обучения по документоведческим дисциплинам.
5. Особенности вузовской дидактической системы.
6. Использование сетевых образовательных ресурсов для организации работы студентов специальности «документоведение и архивоведение» АлтГУ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Полный перечень ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ, адрес: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1437)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Владимиров В.Н., Неженцева Н. В., Сарафанов Д. Е., Брюханова Е. А., Колдаков Д. В., Чибисов М. Е., Щетинина А. С. Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н. Педагогика понимания в высшей школе: монография Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мясникова, О. В. Чтение и понимание педагогических текстов средствами драматизации: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики Программа государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 46.04.02 "Документоведение и архивоведение". Магистерская программа "Документационные системы и архивы в региональной системе управления": Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.kremlin.ru/
Э2 2.Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru
Э3 3.Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru
Э4 4.Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/
Э5 5.Сервер органов государственной власти Российской Федерации «Официальная Россия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.ru/
Э6 6.Официальный сайт Алтайского края: новости, законы постановления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/
Э7 7.Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altsovet.ru/
Э8 8.http://www.garant.ru/ – ГАРАНТ. Информационно-правовой портал
Э9 9.http://www.consultant.ru/ – Официальный сайт компании «Консультант Плюс»
Э10 10.http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ"
Э11 11.http://www.biblioclub.ru - Университеская библиотека online
Э12 Курс в Moodle "Методика преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Методика преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин» состоит из пяти разделов. При освоении вводной части дисциплины (раздел 1) студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов, вопросов структуры курса. Происходит знакомство обучающихся с системой образования Российской Федерации, перечнем документоведческих и архивоведческих дисциплин уровня высшего образования.
В рамках работы с содержательной частью второго раздела следует сосредоточиться на вопросах, посвященных требованиям к преподавателю высшей школы, основным положениям действующих нормативно-методических актов, регулирующих организацию, обеспечение, проведение, анализ процесса обучения, деятельность педагога на высшем уровне образования. При изучении третьего раздела следует обратить внимание на проблематику связанную с отражением содержания дисциплины в учебно-методической документации. При исследовании вопросов четвертого раздела рекомендуется внимательно ознакомиться с особенностями вузовской дидактической системы. В рамках пятого раздела происходит знакомство обучающихся с вопросами оценки результатов учебной деятельности. Рассматриваемый курс сложен для изучения тем, что студенты не только должны освоить фактический материал курса, но и овладеть способностью обобщения, анализа собственной педагогической деятельности. Кроме этого для эффективного усвоения содержания и организации самостоятельной работы студентами должен быть создан учебно-методический комплекс по какой-либо из документоведческих или архивоведческих дисциплин.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Работа с электронными информационно-образовательными ресурсами важна для профессиональной деятельности.
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Для эффективного усвоения содержания и организации практической работы студентами должен быть создан учебно-методический комплекс по какой-либо из документоведческих или архивоведческих дисциплин.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Учебно-методические материалы по вопросам курса представлены на платформе Moodle – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1437.