МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-технические документы и архивы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02-ДиА-345-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 165
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 165 165 165 165
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Научно-технические документы и архивы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение комплексных знаний по современной методике и технологиям отбора, комплектования, систематизации, описания, учета и использования экономической и научно-технической документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
ПК-13 способность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.—научно-практическое значение историко-документоведческого измерения процессов развития доиндустриальных и индустриальных обществ;
— задачи архивов НТД в трансляции и использовании технологических завоеваний человечества;
— особенности НТД как объекта архивного дела;
— место архивоведения НТД в системе исторических и архивоведческих дисциплин;
— особенности построения различных моделей организации хранения хозяйственно-производственной документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.— базовыми понятиями и определениями архивоведения НТД;
— представлениями и подходами к проблеме сохранения источников по истории науки и техники, об уровне организации архивного хранения НТД;
— основами описания, систематизации, классификации и каталогизации архивных комплексов НТД;
— принципами создания традиционных классических бумажных архивов НТД и баз научно-технических данных;
— методами организации и ведения различных типов экономических архивов в России и за рубежом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Научно-технические архивы.
1.1. Происхождение и развитие основных видов НТА. Лекции 4 2 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие НТД. Организация и фондирование НТД в пределах Архивного фонда РФ. Сам. работа 4 18 ПК-3, ПК-4 Л1.1
1.3. Служба НТД. Практические 4 2 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.4. Состав и виды НТД. Сам. работа 4 4 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Обеспечение сохранности НТД. Практические 4 2 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л1.1
1.6. Учет НТД. Сам. работа 4 24 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л1.1
1.7. Описание НТД и научно-справочный аппарат к НТД. Сам. работа 4 4 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.8. Комплектование государственного архива НТД и экспертиза ценности НТД. Сам. работа 4 4 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.9. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью службы НТД и делопроизводственных служб организаций. Сам. работа 4 20 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л1.1
1.10. Использование НТД. Сам. работа 4 10 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л1.1
1.11. Изучение литературы по теме раздела. Сам. работа 4 81 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л1.1
1.12. Экзамен 4 9 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Эволюция НТД в России с конца XV в. до начала ХVIII в.
Виды НТД и особенности хранения научных и технических документов в России с ХVIII в. до начала ХХ в.
Советская модель организации архивов НТД: государственное и ведомственное хранение НТД.
Российская модель организации архивов НТД в ХХ-ХХI в.
Организация хранения НТД на современном этапе: государственный и ведомственный уровень.
РГАНТД как головной методический и научный центр, организующий хранение НТД на федеральном уровне: структура, состав, направления деятельности, источники ком-плектования.
Применение информационных технологий при работе РГАНТД в сфере использования документальных материалов и популяризации архива.
Применение информационных технологий при создании и совершенствовании научно-справочного аппарата к документам РГАНТД: виды автоматизированного научно-справочного аппарата, методика и проблемы в подготовке и внедрении автоматизированного научно-справочного аппарата.
Определение, состав и виды НТД на современном этапе в России.
Экспертиза ценности НТД: этапы, критерии, принципы ЭЦ.
Экспертиза ценности НТД по видам (научно-исследовательской, конструкторской, технологической, проектной документации и документации на машинных носителях).
Особенности создания и хранения научных и технических документов в Древнем ми-ре.
Организация хранения научных и технических документов в Средние века.
Личные архивы ученых: особенности и судьбы. Общая характеристика.
Оформление ведомственного хранения научно-технической документации в Новое время.
Нормативно-методическая база работы с НТД в России на современном этапе.
Проблемы использования НТД в России на современном этапе.
Формы научного и практического использования НТД.
Комплектование архивов организаций научно-техническими документами на совре-менном этапе: источники комплектования, особенности и порядок комплектования.
Комплектование государственных архивов научно-техническими документами на со-временном этапе.
Учет научно-технической документации в государственных архивах: порядок учета, учетные документы.
Виды НТД на современном этапе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Роль научно-технических архивов в сохранении и развитии научного мышления, опытного знания и технологических навыков.
2. Этапы формирования научных и технических архивов за рубежом.
3. Особенности работы с научной и технической документацией в период практического архивоведения.
4. Особенности работы с научной и технической документацией в период методического архивоведения.
5. Особенности работы с научной и технической документацией в период научного архивоведения.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2921
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2921

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чекрыжова О.И. Технотронные документы и архивы: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э2 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э3 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle "НТДА" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории формирования и развития научно-технических документов и архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2921
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке сту-дентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.