МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обеспечение сохранности, реставрация и консервация документов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02-ДиА-345-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Обеспечение сохранности, реставрация и консервация документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются овладение методами обеспечения сохранности документов
Архивного фонда Российской Федерации и применение их на практике.
Задачи: приобретение знаний нормативно-методической базы обеспечения сохранности
документов, специфики создания оптимальных условий хранения документов архивного фонда
Российской Федерации; овладение методами оценки физических, химических и биологических
повреждений документов, правилами обеспечения сохранности документов в процессе их
комплектования, хранения, использования; изучение современных методик консервации и
реставрации документов; основных положений создания страхового фонда и фонда пользования
архивных документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способность анализировать ценность документов с целью их хранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современную литературу по методике обеспечения сохранности документов, реставрации и консервации;
современный уровень развития архивного дела в вопросах обеспечения сохранности документов в России и за рубежом.

3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться современными приборами измерения температуры и влажности в
помещениях хранилищ, самостоятельно определять основные виды повреждений документов,
составлять реставрационное задание на поврежденный документ, ориентироваться в учетной
документации, проводить проверку архивных фондов, формулировать технические требования к
помещениям архива.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с архивными документами, учетной документацией, справочно -
поисковым аппаратом архива, ведения реставрационных картотек, методами превентивной
консервации архивных документов, принципами формирования страхового фонда, приемами
первичного отбора особоценных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов Лекции 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов Практические 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Создание оптимальных условий хранения архивных документов
2.1. Общие требования к зданиям и помещениям архивов Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Технические требования к помещениям хранилищ Практические 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Технические требования к помещениям хранилищ Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Размещение документов в хранилищах, топографирование Сам. работа 3 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.5. Порядок выдачи дел из хранилищ Сам. работа 3 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.6. Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.7. Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве
3.1. Работа с особо ценными и уникальными документами в архиве и создание страхового фонда и фонда пользования. Сам. работа 3 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве. Сам. работа 3 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.4. Учет и обеспечение сохранности особо ценных и уникальных документов. Сам. работа 3 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Обеспечение сохранности документов архива.
4.1. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.2. Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.3. Обеспечение физико-химической сохранности документов архивов. Сам. работа 3 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.4. Типовая номенклатура повреждений документов и их индексация. Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.5. Сплошная и выборочная проверка состояния документов Сам. работа 3 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.6. Создание страхового фонда и фонда пользования особо ценных и уникальных документов Сам. работа 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.7. Основы консервации и реставрации документов. Фотореставрация Сам. работа 3 12 ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
Понятие и принципы организации хранения документов
Требования к основным помещениям архива
Температурно-влажностный, световой и санитарно-гигиенический режимы хранения архивных документов
Оборудование архивов и хранилищ
Порядок размещения и нумерации документов в хранилище, топографирование
Страхование архивных документов и основы их денежной оценки
Понятие и критерии особо ценных и уникальных документов Архивного Фонда РФ
Понятие и порядок создания страхового фонда и фонда пользования особо ценных до-кументов
Методы создания страхового фонда и фонда пользования особо ценных документов
Оценка физического состояния документов: цели, задачи, методы
Биоповреждения документов на бумажных носителях
Цели, задачи и принципы реставрации документов
Факторы старения и виды повреждений документов
Материалы и вещества для реставрации
Задачи и способы обследование документов перед реставрацией, выбор рабочего варианта реставрации
Типовая схема реставрации документов на бумажных носителях
Защита документов при реставрации, методы стабилизации текста
Фотореставрация архивных документов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2581

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное архивное агентство www.rusarchives.ru
Э2 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э3 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э4 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э5 Гильдия Управляющих Документацией www.gdm.ru
Э6 Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э7 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела www.vniidad.ru
Э8 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э9 Курс в Moodle "ОСРиКД" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение вопросов организации хранения, реставрации и консервации архивных документов.
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности. В ходе лекций проводятся сопоставления разных ситуаций, анализ их и лучшие примеры практики организации хранения и обеспечения сохранности документов.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.