МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Морально-этическое обеспечение деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.психол.н., ст. преподаватель, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Морально-этическое обеспечение деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, к.пс.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, к.пс.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- обеспечение ориентировки в психологическом содержании профессиональной деятельности с точки зрения ее морально-этического наполнения в профессиях и специальностях психологического профиля;
- преодоление дефицита информации по основам должного профессионального поведения в будущей профессиональной деятельности;
- усвоение базовых понятий этики и профессиональной этики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач
ПК-1 способностью осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях
ПК-6 способностью разрабатывать программы, организовывать и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую подготовку сотрудников, военнослужащих и служащих
ПК-25 способностью осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этические категории, при осуществлении психологического обеспечения служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях;
методы пропаганды психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих;
способы применения закономерностей и методов науки в решении профессиональных задач;
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях;
осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих
разрабатывать программы, организовывать и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую подготовку сотрудников, военнослужащих и служащих.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения закономерностей и методов науки в решении профессиональных задач;
навыками нравственного воспитания и самовоспитания, делового общения руководителей и подчиненных при разработке программы, организации осуществления общей, специальной и целевой психологической подготовки сотрудников, военнослужащих и служащих и другим социальным группам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика как наука. предмет и задачи этики.
1.1. Основные понятия этики. Основные категории этического сознания (свобода, ответственность, долг, честь, достоинство, совесть, справедливость). Лекции 9 4 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие деонтологии.Эфтаназия: гуманность и моральный долг. Практические 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие профессии в контексте профессиональной морали и нравственной оценке. Практические 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Общее и отличия основных понятий этики: нравственность, мораль, содержание и формы морали, эмоциональное и рациональное в морали. Взамосвязь понятий этика и этикет. Лекции 9 4 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Нормативная этика. Высшие моральные ценности. Сам. работа 9 10 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Предмет профессиональной этики и ее место в системе морали.
2.1. Профессиональная мораль как специфический регулятор поведения. Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Правовой и нравственный аспект этики. Лекции 9 0 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Практическая этика - неотъемлемая часть любой профессиональной этики. Практическая этика в профессиональной деятельности психолога. Практические 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Проблема выбора и правильность принятия решения на границе правового и нравственного аспектов этики. Практические 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Развитие профессиональной этики в условиях постиндустриального общества. Современные профессиональные этические кодексы. Сам. работа 9 14 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Моральные требования в профессиональной деятельности психолога.
3.1. Профессиональные этические стандарты психолога. Этика психолога. Этические принципы и нормы психолога. Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Тактика работы на различных этапах психологической помощи. Практические 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Этические нормы поведения при возникновении жалоб и конфликтов в обслуживании клиентов. Практические 9 6 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Нормы этикета в профессиональной деятельности психологов. Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Этический кодекс практического психолога. Практические 9 2 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Особенности профессональной деформации личности психолога. Практические 9 4 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Нормы этикета в профессиональной деятельности специалистов-психологов. Сам. работа 9 12 ОПК-1, ПК-6, ПК-25 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Смысл понятий "этика", "мораль", "нравственность".
2. Характеристика нормативной этики.
3. Понятие профессиональной этики и профессиональной морали.
4. Проблема происхождения нравственности.
5. Профессионально-этические принципы успешной коммуникации.
6. Этические принципы и нормы в профессиональной деятельности психолога.
7. Понятие профессиональной деформации личности психолога.
8. Практическая этика в профессиональной деятельности психолога.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шувалова Н.Н. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Родыгина Н. Ю. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гусейнов А.А. - Отв. ред. ЭТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Собольников В. В., Костенко Н. А. ; Под ред. Собольникова В.В. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Морально-этическое обеспечение деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.