МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы диагностики и психотерапии расстройств личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Методы диагностики и психотерапии расстройств личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса
Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки: в сфере повышения психологических и адаптивных ресурсов человека, в сфере гармонизации психического развития, в сфере охраны психического здоровья и в преодолении недугов.
Задачи курса:
—познакомить с объектом, предметом, задачами и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
— познакомить с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
— дать содержательную характеристику психологической типологии нарушений психической деятельности;
— познакомить с основными видами деятельности клинических психологов и методами их практической работы;
— раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер клинической психологии;
— показать роль клинической психологии в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.11 способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о методах диагностики нарушений психической деятельности
- знать диагностические критерии оценки нарушений психической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь применять критерии оценки нарушений психической деятельности
- уметь анализировать атрибуты психических нарушений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть методами оценки нарушений психической деятельности
- владеть способами написания заключения по результатам психологического вмешательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модели диагностики расстройств личности
1.1. Понятие расстройств личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Категории расстройств личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Симптоматика расстройств личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Методики диагностики расстройств личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Методики диагностики расстройств личности Сам. работа 9 6 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Модель зависимого расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Модель избегающего расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Модель гистрионного расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Модель антисоциального расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Модель нарциссического расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Модель нарциссического расстройства личности Сам. работа 9 5 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Модель параноидного расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Модель параноидного расстройства личности Сам. работа 9 5 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Модель обсессивно-компульсивного расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Модель обсессивно-компульсивного расстройства личности Сам. работа 9 5 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Модель шизоидного расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Модель шизотипического расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Модель шизотипического расстройства личности Сам. работа 9 5 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Когнитивно-поведенческий подход к вмешательству при личностном расстройстве Сам. работа 9 5 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Модель пограничного расстройства личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Когнитивно-поведенческая модель личности Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Когнитивно-поведенческая модель личности Сам. работа 9 5 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.23. Методики оценки патопсихологической симптоматики при личностных расстройствах Практические 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.24. Методики оценки патопсихологической симптоматики при личностных расстройствах Сам. работа 9 5 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.25. Использование офисных приложений (microsoft Excel) для диагностики симптоматики расстройств личности Практические 9 4 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.26. Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности Сам. работа 9 4 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.27. Экзамен Экзамен 9 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности.
2. Какие из личностных расстройств хуже всего поддаются психологическому вмешательству? Приведите аргументы.
3. Когнитивная теория расстройств личности.
4. Попытайтесь определить понятия когнитивные структуры, схемы, убеждения, стратегии поведения.
5. Основные убеждения и стратегии характерные для личностных расстройств.
6. Сформулировать соотношение между генетическими факторами и средой, окружением в контексте формирования личностного расстройства.
7. Дайте определение понятию копинг – стратегия.
8. Понятие дисфункциональных убеждений. Объясните происхождение дисфункциональных убеждений. Различаются ли люди обработкой информации?
9. Как понимается личность в рамках когнитивно-поведенческого подхода?
10. Роль эмоций в когнитивном анализе поведения.
11. Дайте определение понятию автоматическая мысль.
12. Что такое когнитивные профили и стратегии поведения?
13. Когнитивные профили каких личностных расстройств вы можете описать?
14. Принципы когнитивной психотерапии.
15. Формулировка проблемы пациента в когнитивно-поведенческом подходе.
16. Установление сотрудничества в совместной психологической работе с пациентом. Проблемы при сотрудничестве.
17. Какие когнитивные стратегии и методы психологической работы когнитивного психолога вам известны.
18. Смысл использования ролевых игр и проживания детского опыта в работе когнитивного психолога.
19. Особенности когнитивно-поведенческого вмешательства при параноидном расстройстве личности.
20. Диагностические критерии параноидного расстройства личности, возможные признаки.
21. Теоретические воззрения в понимании параноидного расстройства личности.
22. Когнитивная интерпретация параноидного расстройства.
23. Подходы к лечению параноидного расстройства личности. Роль самоэффективности.
24. Особенности когнитивно-поведенческого вмешательства при шизоидном расстройстве личности. Диагностические критерии, возможные признаки.
25. Связь шизоидного расстройства с шизофренией.
26. Теоретический обзор шизоидного расстройства личности.
27. Диагностические критерии шизоидного расстройства личности, возможные признаки
28. Когнитивная психотерапия шизоидного расстройства личности.
29. Установки и допущения, характерные для шизоидных личностей.
30. Клинические стратегии и методы психологического вмешательства при шизоидном расстройстве.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выполнении индивидуальных заданий.

Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу методы диагностики и психотерапии расстройств личности, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области классификации и диагностики психиче-ских расстройств, на формирование навыков анализа проблематики иден-тичности.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся зна-ния посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания проме-жуточных тестов по предмету.

На практических занятиях по методам диагностики и психотерапии расстройств личности рассматриваются вопросы диагностики и классификации психических расстройств. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков анализу подходов к рассмотрению диагностических критериев оценки психических расстройств. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных подходам рассмотрения отдельных личностных расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их диагностических решений.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать выступления одногруппников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.