МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социальной антропологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, В.Н. Владимиров;д.и.н., профессор, С.П. Грушин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Д.Е. Сарафанов

Рабочая программа дисциплины
Основы социальной антропологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Основы социальной антропологии» – теоретическое усвоение концептуальных основ социальной антропологии как науки о механизмах и закономерностях взаимодействия человека, общества и культуры; овладение антропологической методологией оценки и исследования социокультурных явлений и процессов.
Задачи курса состоят в формировании системных представлений о социокультурных детерминантах эволюции человека и его жизнедеятельности, раскрытии специфики методологии и методики когнитивных антропологических исследований, современных школ социальной антропологии, рассмотрении структурных элементов социокультурного процесса в качестве аналитических единиц измерения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет и задачи социальной антропологии; основные этапы развития социальной антропологии как науки; основные направления социальной антропологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.толковать важнейшие знаки из сферы культуры, демонстрируя определенный уровень профессиональной подготовки учителя-обществоведа и культуролога; самостоятельно провести антропологический анализ материала; оперировать основными теоретическими понятиями курса; использовать междисциплинарный подход к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения понятийного аппарата социальной антропологии; навыками ведения научной дискуссии; навыками самостоятельной работы с научной информацией, подготовки письменных научных работ; навыками работы с литературой по теме курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Социальная антропология как наука о человеке, обществе и культуре Лекции 6 6 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы социальной антропологии Сам. работа 6 25 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Социальная антропология как наука о человеке, обществе и культуре Практические 6 6 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Человек как продукт антропосоциогенеза Лекции 6 6 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Человек как продукт антропосоциогенеза Сам. работа 6 25 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Человек как продукт антропосоциогенеза Практические 6 6 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.7. Культура и цивилизация Лекции 6 6 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.8. Культура и цивилизация Сам. работа 6 25 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.9. Культура и цивилизация Практические 6 6 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.10. Мир духовно-нравственных ценностей Лекции 6 6 ОПК-7 Л2.1
1.11. Закономерности и взаимодействие человека, общества и культуры Сам. работа 6 30 ОПК-7 Л2.1
1.12. Мир духовно-нравственных ценностей Практические 6 6 ОПК-7 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Организация текущей аттестации проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, при создании письменных работ, а также в форме выступлений на семинарских занятиях по социологии.
Контрольные вопросы к экзамену:
1. История накопления представлений о человеке в науке и культуре
2. Антропологический поворот в философии ХХ в. Причины и предпосылки.
3. Отражение антропологической проблематики в основных философских направлениях ХХв.
4. М.Шелер как основатель философской антропологии.
5. Социальная антропология в системе гуманитарного знания.
6. Социальная антропология как учение о связи внутреннего мира человека с внешним по отношению к нему социальным миром объективированных институтов, общностей и отношений. Ее предмет и основные проблемы.
7. Сочетание в антропологическом познании научных и ненаучных познавательных форм, а также их специфических познавательных процедур и оценочных критериев (научных, обыденных, философских, религиозных).
8. Антропологизм как доминанта современной культуры. Антропологическая экспертиза в современном обществе.
9. Двойственный характер метода социальной антропологии: внимание к биологическому субстрату человека и к фундаментальной социальности человечности. Недостаточность чисто объективистского подхода к человеку.
10. Соотношение теории общества и общей теории человека. Концепция человека и концепция общества как две модификации единой общей теории социального бытия.
11. Три основные области взаимодействия человека и социума как области взаимосвязи внутреннего и внешнего.
12. Человек как существо, изменяющее себя благодаря познанию и опредмечиванию. Отсутствие у человека предопределенного места в мире, его открытость и незавершенность.
13. Человек как существо, имеющее представление о себе самом и строящее свою жизнь в соответствии с ним. Незавершенность человека в природе и его осуществление в культуре.
14. Сопричастность и соучастие с развитием бытия как фундаментальное свойство человека. Бытийственность познавательных и культурных актов человека.
15. Тело человека как текст, продукт социума.
16. Актуальность проблемы власти над телом для любого общества. Эффективность господства и управления человеком через овладение его телом.
17. Социобиологическая концепция телесности человека.
18. Концепция Станислава Грофа о соотношении тела и души человека.
19. Социальное пространство как структура, определяемая соотношением социальных позиций. Проблема социальной дистанции между людьми. Социальная мобильность как метафора перемещения тела в социальном пространстве. Влияние социальных структур на тело в форме пространственных перемещений.
20. Собственность как проблема социальной антропологии.
21. Проблема бессознательного в социальной антропологии.
22. Негативные и положительные трактовки бессознательного: не-добытийность и сверх-бытийность.
23. Соотношение индивидуального и коллективного бессознательного.
24. Коллективное бессознательное в западном и восточном обществах. Панперсональная система сознательно-бессознательных взаимодействий. Проблема стимулирования бессознательного начала общественного человека.
25. Человеческое бытие как категория социальной антропологии
26. Коммуникация как категория социальной антропологии. Коммуникация как способ растождествления человека со своим телом. Коммуникационная природа современной техники.
27. Артефакт как категория социальной антропологии. Техника как артефактное инобытие телесности.
28. Творчество как категория социальной антропологии. Творчество как динамическое бытие артефакта.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Методы исследования в социальной антропологии.
2. Джеймс Фрезер и формирование социальной антропологии.
3. Зарождение этнокультурных знаний в истории и философии.
4. Современная западная социальная антропология: основные концепции и проблемы.
5. Детерминанты этнического поведения.
6. Этнокультурные грани личности.
7. Этнические стереотипы.
8. Невербальные особенности общения этнокультурных групп.
9. Особенности взаимоотношений мужчин и женщин в разных культурах.
10. Межкультурные различия в сфере семейно-брачных отношений.
11. Терминология родства в различных культурах
12. Психологические проблемы адаптации человек в инокультурной среде.
13. Пространство и время в разных культурах.
14. Культура как феномен.
15. «Национальный характер»: миф или реальность?
16. М. Мид: этнография детства и классификация культур.
17. Б.Малиновский – формирование методики исследования в социальной антропологии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотреть ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антипов, Г.А. Социальная антропология : учебное пособие Новосибирск : НГТУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова, Э. А. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/D359AC43-6341-4453-97FC-3EE73EF8D353.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт антропологии и этнологии РАН iea-ras.ru
Э2 библиотека по культурологии www.countries.ru
Э3 официальный сайт Института социологии РАН www.isras.ru
Э4 Web-кафедра философской антропологии www.anthropology.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Институт антропологии и этнологии РАН
библиотека по культурологии
официальный сайт Института социологии РАН
Web-кафедра философской антропологии
http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ"
http://www.biblioclub.ru - Университеская библиотека online

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционный курс. В качестве тем лекционного курса определены ключевые проблемы социальной антропологии, в лекциях также дается представление о предмете, объекте, методах социальной антропологии, ее категориально-понятийном аппарате и истории формирования и развития. Темы лекций соответствуют основным разделам программы курса.
Практические занятия. Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, освоить основные категории и понятия социальной антропологии, изучить основные моменты структуры общества и происходящих в нем изменений.
Предусмотрена также компьютерная поддержка курса.