МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистические методы и математическое моделирование в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 19,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 72 72 9 9 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Статистические методы и математическое моделирование в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущего специалиста совокупности знаний, умений и навыков организации математико-статистического анализа данных, а также, способности реализовать содержательную интерпретацию исследовательских данных

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Об основных понятиях математико - статистического анализа данных;
- Об основных планах организации исследования;
- О способах организации исследования и содержательного анализа результатов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Использовать знания об основных понятиях реализации математико-статистического исследования;
- Выбирать наиболее адекватный план исследования, в соотвтетствии с условиями и гипотезами;
- Формулировать основные атрибуты научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Выбрать план исследования;
- Сформулировать основные атрибуты научного исследования;
- Реализовать математико-статистическую обработку данных исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Разработка идей для психологических исследований
1.1. Виды психологических исследований Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Фундаментальные и прикладные исследования Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Разработка исследований на основе теорий Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Разработка исследований на основе теорий Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Разработка исследований на основе других исследований Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Измерение в психологии
2.1. Измерение в психологии Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Виды выборок Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Оценочные измерения: надежность, валидность Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Виды измерительных шкал Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Нормальный закон распределения Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Нормальный закон распределения Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Первичные описательные статистики Лабораторные 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Понятие корреляции. Коэффициент корреляции. Лабораторные 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Коэффициент корреляции Пирсона, Спирмена. Лабораторные 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Величина корреляции и сила связи Лабораторные 2 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Проверка нормальности распределения Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Проблема статистического вывода
3.1. Формулировка научной гипотезы Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Проверка научной гипотезы Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Уровень статистической значимости Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Уровень статистической значимости Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Проверка гипотез с помощью статистических критериев Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Ошибки первого и второго рода Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Ошибки первого и второго рода Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Корреляционные исследования
4.1. Понятие корреляции. Корреляционный анализ. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Коэффициенты корреляции. Виды корреляции. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Интерпретация корреляций Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Корреляция и причино-следственная связь Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Регрессионный анализ Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Регрессионный анализ Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования
5.1. Проблемы прикладных исследований Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Оценка результатов. Анализ и интерпретация результатов исследования. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Квазиэкспериментальные планы Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Представление результатов психологических исследований Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Представление результатов психологических исследований Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Формулировка гипотез научного исследования Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Формулировка гипотез научного исследования Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.8. Использование статистического пакета IBM SPSS для анализа результатов. Сам. работа 3 9 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.9. Зачет Зачет 2 0
5.10. Экзамен Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какие виды психологических исследовательских планов вам известны?
2. Сформулируйте различие фундаментального и прикладного исследования?
3. Сформулируйте смысл проблемы измерения в психологических исследованиях?
4. Что такое выборка исследования?
5. Что такое генеральная совокупность исследования?
6. Дайте определение надежности и валидности как важных показателей измерения.
7. Какие виды измерительных шкал вам известны?
8. Определите ключевые различия номинальной, ранговой и метрической шкалы измерения признака.
9. Сформулируйте смысл закона нормального распределения.
10. Объясните смысл описательных статистик в измерении.
11. Что такое меры центральной тенденции?
12. Дайте определение размаха, среднего значения.
12. Объясните формулу дисперсии.
13. Объясните формулу стандартного отклонения.
14. На что указывает Ассиметрия и Эксцесс в измерении?
15. Что такое корреляция?
16. Какие виды корреляции вам известны?
17. В чем различие ранговых коэффициентов корреляции от метрического коэффициента корреляции Пирсона?
18. Приведите пример корреляционного плана исследования в психологии.
19. Сформулируйте смысл планов исследования с использованием критериев сравнения средних.
20. Объясните смысл достоверности научного вывода.
21. Объясните назначение и приведите примеры одновариантного вопроса.
22. Объясните назначение и приведите примеры номинального вопроса.
23. Объясните назначение и приведите примеры многовариантного вопроса.
24. Объясните назначение и приведите примеры ранговой шкалы.
25. Продемонстрируйте возможность использования медиа объектов (фотографий, видеоклипов) в конструировании тестов средствами сервиса «google forms».
26. Продемонстрируйте возможность послать созданный тест средствами «google forms» на электронные адреса или разместить в социальной сети (Facebook, Google+).
27. Покажите возможность сбора тестовых данных в единую таблицу средствами «google forms».
28. Продемонстрируйте возможность сохранения таблицы тестовых данных в фай-ле разных форматов на локальном компьютере.
29. Продемонстрируйте созданную вами презентацию средствами Microsoft Power Point на выбранную тематику.
30. Какие принципы создания и оформления электронной презентации средствами Microsoft Power Point вам известны?
31. Объясните возможности использования пакета приложений Microsoft Office в работе психолога.
32. Объясните возможности использования приложения Microsoft Office Excel в работе психолога.
33. Покажите созданный вами психологический текст средствами Microsoft Office Excel.
34. Продемонстрируйте возможности построения гистограмм в пакете Microsoft Office Excel, используя имеющиеся данные.
35. Какие типы гистограмм в пакете Microsoft Office Excel вам известны?
36. Какие возможности использования формул в пакете Microsoft Office Excel вам известны?
37. Продемонстрируйте возможность формульного расчета средних в пакете Mi-crosoft Office Excel, используя имеющиеся данные.
38. Объясните понятие описательные статистики.
39. Объясните понятия сбора и обработки статистических данных.
40. Какие технологии сбора и обработки статистических данных вам известны?
41. Охарактеризуйте предназначение программного статистического пакета IBM Statistics SPSS.
42. Продемонстрируйте создание таблицы данных в пакете IBM Statistics SPSS или копирование данных из файла Microsoft Office Excel.
43. Продемонстрируйте возможность подписи данных (переменных) в файле паке-та IBM Statistics SPSS.
44. Каким образом, в файле данных пакета IBM Statistics SPSS, возможно задать типы шкал?
45. Какие операции с пропущенными данными в файле данных IBM Statistics SPSS обычно доступны исследователю?
46. Расскажите об известных вам способах получения описательных статистик по файлу данных в пакете IBM Statistics SPSS.
47. Раскройте смысл понятия нормальное распределение.
48. Объясните способы проверки нормальности распределения данных в пакете IBM Statistics SPSS.
49. Какие критерии в пакете IBM Statistics SPSS предназначены для проверки нор-мальности распределения?
50. Какой уровень доверительного интервала статистического критерия проверки можно считать достаточным для оценки нормальности распределения?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для выполнения обязательной работы студента:
 1. Коффициенты коррелции.
2. Корреляционные исследовательские планы в психологии.
3. Анализ дисперсии признака в психологическом исследовании.
4. Первичные одномерные описательные статистики в психологическом исследовании.
5. Закон нормального распределения в психологическом исследовании.
6. Критерии сравнения средних в психологическом исследовании.
7. Достоверность научного вывода в психологическом исследовании.
8. Анализ и интерпретация данных психологического исследования.
9. Формулировка атрибутов научного исследовани.
10. Формулировка предмета, объекта, цели психологического исследования.
11. Организация базы психологических данных.


Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
1. Какие виды психологических исследовательских планов вам известны?
2. Сформулируйте различие фундаментального и прикладного исследования?
3. Сформулируйте смысл проблемы измерения в психологических исследованиях?
4. Что такое выборка исследования?
5. Что такое генеральная совокупность исследования?
6. Дайте определение надежности и валидности как важных показателей измерения.
7. Какие виды измерительных шкал вам известны?
8. Определите ключевые различия номинальной, ранговой и метрической шкалы измерения признака.
9. Сформулируйте смысл закона нормального распределения.
10. Объясните смысл описательных статистик в измерении.
11. Что такое меры центральной тенденции?
12. Дайте определение размаха, среднего значения.
12. Объясните формулу дисперсии.
13. Объясните формулу стандартного отклонения.
14. На что указывает Ассиметрия и Эксцесс в измерении?
15. Что такое корреляция?
16. Какие виды корреляции вам известны?
17. В чем различие ранговых коэффициентов корреляции от метрического коэффициента корреляции Пирсона?
18. Приведите пример корреляционного плана исследования в психологии.
19. Сформулируйте смысл планов исследования с использованием критериев сравнения средних.
20. Объясните смысл достоверности научного вывода.
21. Объясните назначение и приведите примеры одновариантного вопроса.
22. Объясните назначение и приведите примеры номинального вопроса.
23. Объясните назначение и приведите примеры многовариантного вопроса.
24. Объясните назначение и приведите примеры ранговой шкалы.

Вопросы для коллоквиума по теме 1.2.

1. Информационные технологии в работе психолога.
2. Основы безопасной работы в сети интернет.
3. Предназначение антивирусных пакетов.
4. Использование почтовых сервисов, форумов в работе психолога.
5. Основы использования облачных технологий.
6. Предназначение, возможности и технологии шифрования данных в работе психо-лога.
7. Предназначение, возможности использования proxy серверов для работы в интер-нет.
8. «Электронные таблицы» как средство работы с информацией (Microsoft Excel) в работе психолога.
9. Создание психологического теста средствами пакета Microsoft Excel.
10. Использование формул для создания опросной формы психологического теста.
11. Предназначение и возможности статистического пакета SPSS Statistics в работе психолога.
12. Основные окна и меню пакета SPSS Statistics.
13. Начальная работа с данными в пакете SPSS Statistics.
14. Конструирование психологических тестов средствами Microsoft Excel.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ермолаев-Томин О.Ю. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ в 2 ч. Часть 1. 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ермолаев-Томин О.Ю. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ в 2 ч. Часть 2. 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Высоков И.Е. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.


На практических занятиях курса рассматриваются способы работы организации психологического исследования, методы сбора и обработки данных. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений формулировки темы, цели, объекта, предмета психологического исследования. При подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется просмотреть предложенный список литературы по соответствующей теме, а также практиковаться дома, используя домашний компьютер.
Рекомендуется составлять перечень вопросов к практическому занятию для последующего разбора на практическом занятии.
На практических занятиях, посвященных составлению электронных бланков и форм психологических методик, студентам рекомендуется использовать методические пособия для работы с соответствующим программным обеспечением.
По итогам практической работы в компьютерных классах студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественное выполнение практического задания в предоставленные сроки, за способность объяснить смысл проделанной работы выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При хорошо и вовремя выполненной практической работе выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при недостаточно высоком уровне работы, выполненной с запозданием - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальные практические задания.
При выборе письменного творческого задания (реферата) сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении практических заданий студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей тематике.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение набора практических заданий, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение практических заданий, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление выполненных практических заданий с объяснением смысла проделанной работы, решение тестовых заданий от 30% до 50%.