МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Публикации документов архивного фонда РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 147 147 147 147
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинена А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Публикации документов архивного фонда РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение: Документационные системы и архивы в региональной системе управления
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка квалифицированного специалиста в области подготовки публикаций документов Архивного фонда РФ, способного: организовать подготовку изданий и малых форм публикаций; самостоятельно осуществлять выбор видов и форм издания документов; анализ опубликованных источников для определения концепции издания и включения документов в публикацию; проводить анализ состава и содержания документов Архивного фонда их отбора и включения в публикацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-9 способность владеть навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров
ПК-1 владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения
ПК-6 владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы
ПК-7 способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные законодательные и нормативно-методические документы, регулирующие вопросы использования и подготовки архивных документов к публикации, в том числе особенности публикации документов, содержащих конфиденциальную информацию;
- основные типы, формы и виды изданий документов, а также формы и способы их изданий;
- принципы выявления и отбора документов Архивного фонда для подготовки публикации;
- особенности археографической подготовки документов, в том числе передачи текстов документов Архивного фонда разных исторических периодов;
- основы подготовки научно-справочного аппарата к публикациям документов Архивного фонда РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определить тематику публикаций, исходя из потребностей общества и граждан;
- осуществить выбор типа, формы и вида издания и организовать их его подготовку;
- определить возможность включения в публикацию документов различных категорий доступа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой подготовки документальных изданий и приемами подготовки документов Архивного фонда РФ к публикации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия курса, правовые и нормативно-методические документы, регулирующие вопросы подготовке публикаций документов Архивного фонда РФ
1.1. Основные понятия курса, правовые и нормативно-методические документы, регулирующие вопросы подготовке публикаций документов Архивного фонда РФ Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Правовые и нормативно-методические документы, регулирующие вопросы публикации документов Архивного Фонда РФ Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Типология документальных публикаций, организация подготовки изданий документов Архивного фонда РФ
2.1. Типология документальных публикаций, организация подготовки изданий документов Архивного фонда РФ Лекции 2 6 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Организация и проведение работы по выявлению и отбору документов Архивного фонда РФ для публикации
3.1. Организация и проведение работы по выявлению и отбору документов Архивного фонда РФ для публикации Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Передача текста документов Архивного фонда РФ при включении в публикацию
4.1. Передача текста документов Архивного фонда РФ при включении в публикацию Практические 2 8 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Археографическая подготовка документов к публикации: заголовок, разновидность документа, автор и адресат, датировка, легенда
5.1. Археографическая подготовка документов к публикации: заголовок, разновидность документа, автор и адресат, датировка, легенда Практические 2 10 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Подготовка научно-справочного аппарата к публикации
6.1. Подготовка научно-справочного аппарата к публикации Практические 2 6 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Цель подготовки, состав приложений и иллюстраций к публикации документов Архивного фонда РФ
7.1. Изучение источников и литератцры по теме Сам. работа 2 137 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Цель подготовки, состав приложений и иллюстраций к публикации документов Архивного фонда РФ Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1
7.3. Экзамен 2 27 ОПК-2, ОПК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Документальная публикация. Общественные функции публикации.
2. Устранение неисправностей текста при публикации документов
3. Типы, виды и формы изданий документов.
4. Способы передачи текста документов при публикации.
5. Формы и способы изданий документов.
6. Публикация источников в сокращенном виде.
7. Организация работы по подготовке издания.
8. Публикация документов в приложениях.
9. Выявление документов и материала для подготовки издания.
10. Определение и оформление даты документа.
11. Основные критерии отбора документов для публикации.
12. Подготовка примечаний к публикации.
13. Отбор документов для подготовки издания научного типа.
14. Оформление заголовка к документу, его состав.
15. Основные принципы и критерии выбора источника текста.
16. Оформление автора и адресата документа при публикации.
17. Основные принципы воспроизведения текста документа при подготовке публикации.
18. Виды и археографическое оформление иллюстраций.
19. Критическая передача текста документа.
20. Принципы подготовки информационного инструментария к документам публикации.
21. Особенности передачи текста документов нового и новейшего времени.
22. Оформление легенды к документу при его публикации
23. Задачи и состав научно-справочного аппарата к публикации.
24. Задачи, виды и формы указателей к публикации.

практические задания:
1. Определить тип, вид, форму следующих изданий:
Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства. — СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1838.
Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собрание дел между российским и китай-ским государствами с 1619 по 1792 год. — Казань: Тип. Императорского Университета, 1882.
Дубровин Н. Ф. Письма главнейших деятелей в царствование Императора Александра I. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1883.
Мартенс Ф. Собрание Трактатов и Конвенций, заключенных Россией с иностранными державами: в 15 т. — СПб.: Типография Министерства Путей Сообщения, 1874-1909.
2. Выявить и отобрать документы для публикации по теме "История архивного дела в России". Сформировать авторский коллектив для подготовки проекта сборника по теме публикации.
3. Сделать презентацию об изданиях и публикациях государственного архива РФ (на выбор).
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1429
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Конкретные оценочные средства размещены на Едином образователньом портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1429

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Адаменко, А.М. Археография. История и современное состояние : Кемерово: Кемеровский государственный университет // ЭБС «Университетская библиотека on-line»., 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.3 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Архивная служба Новосибирской области www.sibarchives.ru
Э4 Краевого государственного казенное учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э5 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э6 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э7 Курс в Moodle "Публикация документов архивного фонда РФ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение принципов и методов публикационной работы отечественных архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1429
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.