МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Виртуальная историческая реконструкция

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 168
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 168 168 168 168
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.;к.и.н, доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рабочая программа дисциплины
Виртуальная историческая реконструкция

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить основные методы и способы создания виртуальной исторической реконструкции объектов культурно-исторического наследия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– возможности компьютерного моделирования исторических процессов и явлений;
– виды и типы виртуальных реконструкций;
– основные принципы и программное обеспечение для виртуальных реконструкций.
3.2.Уметь:
3.2.1.– определять возможности реконструкции того или иного объекта и находить необходимый источниковый материал для проведения реконструкции;
– подбирать соответствующее программное обеспечение.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками использования исторических, культурологических и правовых знаний в сфере охраны памятников историко-культурного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виртуальная историческая реконструкция
1.1. Понятие виртуальных исторических реконструкций. Лекции 8 4 ОПК-3, ПК-24 Л1.1
1.2. Мировой и отечественный опыт виртуальных исторических реконструкций. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.3. Мировой и отечественный опыт виртуальных исторических реконструкций. Практические 8 8 ОПК-3, ПК-24 Л1.1
1.4. Источниковая база виртуальных исторических реконструкций и способы работы с ней. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.5. Способоы работы с источниковой базой виртуальных исторических реконструкций. Практические 8 12 ОПК-3, ПК-24 Л1.1
1.6. Программное обеспечение для виртуальных исторических реконструкций. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-24 Л1.1
1.7. Программное обеспечение для виртуальных исторических реконструкций. Практические 8 8 ОПК-3, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.8. Верификация и способы представления виртуальных исторических реконструкций. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-24 Л1.1
1.9. Верификация и способы представления виртуальных исторических реконструкций. Практические 8 8 ОПК-3, ПК-24 Л1.1
1.10. Изучение источников и литературы по курсу Сам. работа 8 168 ОПК-3, ПК-24 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Компьютерное моделирование исторических процессов.
2. Виртуальное 3D моделирование.
3. Применение технологий трёхмерного моделирования в исторических исследованиях.
4. Методология виртуальной реконструкции.
5. Виды и типы виртуальных исторических реконструкций.
6. Исследовательские группы и компании. Используемые технологии.
7. Этапы построения виртуальной реконструкции.
8. Основы формирования источниковой базы.
9. Верификация источникого материала.
10. Построение трёхмерной модели на основе исторического источника.
11. Построение простейших трёхмерный моделей.
12. Понятие о 2D и 3D файловых форматах и программах конвертерах.
13. Основы текстурирования трёхмерных объектов в 3D World Studio.
14. Фотограмметрия.
15. Построение трёхмерной модели по фотографии.
16. Основы виртуальной реконструкции ландшафта. Формирование источниковой базы.
17. Технологии построения модели трёхмерного ландшафта.
18. Построение многополигональных трёхмерных моделей в 3D World Studio.
19. Построение простейшей трёхмерной сцены.
20. Размещение трёхмерной модели в библиотеке Unity 3D.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Роль компьютерного моделирования исторических процессов в методологии историка.
2. Цели создания виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия.
3. Задачи виртуальной реконструкции исторического облика городов.
4. Типология виртуальных исторических реконструкций.
5. Этапы построения виртуальной реконструкции.
6. Распределение ролей в коллективе разработчиков виртуальной реконструкции.
7. Виды источников, используемых для построения виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия.
8. Синтез источников при виртуальной реконструкции.
9. реконструкции.
10. Иллюстративно-познавательные и научно-обоснованные виртуальные реконструкций: сходство и различие.
11. Типология программного обеспечения 3D моделирования.
12. Функции различных программ в процессе разработки виртуальной исторической реконструкции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гниденко, И. Г. Технологии и методы программирования: учебное пособие для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Издательство «Лань». Электронно-библиотечная система. e.lanbook.com
Э2 Университетская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 курс "Трехмерное моделирование" openedu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель изучения дисциплины «Виртуальная историческая реконструкция» – изучить основные методы и способы создания виртуальной исторической реконструкции объектов культурно-исторического наследия. Курс выполняет, таким образом, синтетическую задачу, связанную не только с представлением о целом направлении деятельности будущих специалистов, но и с синтетическим осмыслением всех изученных методов, технологий, способов и приемов реконструкции рассматриваемого историко-культурного наследия.
На основе изучения дисциплины «Виртуальная историческая реконструкция» происходит формирование одной общепрофессиональной (ОПК-3), а также одной профессиональной (ПК-23) компетенций.
Настоящий учебный курс ориентирован и на введение студентов в практическую проблематику виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия. Здесь обучающимся следует обратить внимание прежде всего на связь проблематики решения прикладных задач виртуальной исторической реконструкции с серьезной гуманитарной проблемой, связанной с сохранением и переводом в цифровую форму объектов культурно-исторического наследия.
В рамках учебной дисциплины большое внимание уделяется одному из наиболее перспективных методов исторической реконструкции – компьютерному моделированию материальных объектов, основанному на методологии и методике 3D-реконструкции.
Следует обратить внимание обучающихся, что в курсе рассматриваются не только технологии 3D моделирования, но большое значение придается уже полученным ранее результатам в этой области, изучается мировой опыт реконструкции объектов историко-культурного наследия. Поэтому значительное внимание уделяется анализу материалов исследований в области виртуальных исторических реконструкций, созданных в зарубежных и российских научных центрах.
В рамках учебной дисциплины даются основы формирования и верификации источниковой базы, необходимой для 3D реконструкции. Необходимо уяснить, что именно этот момент во многом определяет уровень научности проводимой реконструкции, а, значит и дальнейшие возможности использования ее результатов на практике.
Студенты получают представлении об использовании специализированного программного обеспечения, включая трёхмерные редакторы 3D World Studio, Autodesk 3D Max и трёхмерный движок Unity 3D. В процессе изучения программного обеспечения закрепляются ранее полученные знания, умения и навыки.
При подготовке к зачету следует уделить особое внимание сочетанию двух подходов к виртуальной исторической реконструкции: как к выполнению вполне конкретной практической задачи и как решению глобальных проблем сохранения историко-культурного наследия.