Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_02_ДиА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 28 | 28 | 28 | 28 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 158 | 158 | 158 | 158 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Получение знаний по проблемам накопления и становления систем хранения документов в условиях тех или иных государственных форм, эволюции хозяйственной и сословной жизни, истории общественной мысли и культуры в зарубежных странах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-3 | владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения |
ПК-7 | способность оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | — основные этапы в развитии архивного дела за рубежом; — историю и формы международного сотрудничества архивистов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | — владения базовыми понятиями и определениями архивоведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводная часть. | ||||||
1.1. | Основные источники по истории архивов. Возникновение и значение термина «архив». Дискуссия о первичности существования: «архив», «библиотека», «архив-библиотека». Периодизация всеобщей истории архивного дела. | Лекции | 1 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Основная часть. | ||||||
2.1. | Архивы Древнего мира и Античности. | Лекции | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Архивы Древнего мира и Античности. | Практические | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Становление архивного дела в Средние века. | Лекции | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Становление архивного дела в Средние века. | Практические | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Архивы и архивное дело в странах Европы в период Нового времени. | Лекции | 1 | 6 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Архивы и архивное дело в странах Европы в период Нового времени. | Практические | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Архивы и архивное дело в странах Америки, Азии и Африки в Новое время. | Лекции | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Архивы и архивное дело в странах Америки, Азии и Африки в Новое время. | Практические | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Архивы и архивное дело в Европе в XX – начале XXI вв. | Лекции | 1 | 6 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Архивы и архивное дело в Европе в XX – начале XXI вв. | Практические | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Архивы и архивное дело в странах Востока и Африки в XX – начале XXI вв. | Практические | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Организация архивного дела в странах Америки и Австралии XX – начале XXI вв. | Практические | 1 | 4 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Международное архивное сотрудничество. | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.14. | Международное архивное сотрудничество. | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.15. | Изучение литературы и нормативно-правовой базы. подготовка к практическим занятиям. подготовка к итоговой аттестации. | Сам. работа | 1 | 158 | ПК-3, ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Периодизация истории зарубежного архивоведения. 2. Предпосылки появления архивов в древнем мире. 3. Общая характеристика архивов государств Древнего Востока, типы архивов. 4. Архивы Древнего Египта. 5. Архивы Древней Греции. 6. Архивы в Древнем Риме. 7. Королевские и религиозные архивы в Средние века. 8. Муниципальные архивы в Средние века. 9. Архивы производственных объединений, банков и торговых предприятий. 10. Научно-технические архивы в Средние века. 11. Новые черты в архивном деле в Новое время. 12. Европейские архивы в Новое время: Бельгия и Голландия. 13. Архивное дело в Англии в Новое время. 14. Архивное дело Италии в Новое время. 15. Особенности архивного дела Испании и Австро-Венгрии в Новое время. 16. Реформирование архивного дела во Франции в конце XVIII – XIX вв. 17. Особенности архивного дела в Германских государствах Нового времени: Пруссия, Бавария, Саксония. 18. Архивное дело в США до первой мировой войны. 19. Зарождение и развитие международного сотрудничества архивистов в конце XIX – начале ХХ вв. 20. Международная деятельность архивистов в межвоенный период. 21. Международное сотрудничество после второй мировой войны: крупные междуна-родные конференции и конгрессы, основные вопросы и проблематика заседаний. 22. Общая характеристика периода научного архивоведения. 23. Краткая характеристика архивов Европы в первой половине ХХ века. 24. Архивное дело в США (с 1930-х гг.). 25. Архивы стран Европы в период научного архивоведения: общая характеристика. Практические задания: 1. Дайте сравнительную характеристику развития архивов и архивного дела в Европе 2. Сделать доклад и презентацию на тему "Основные черты развития архивов и ар-хивного дела в Средние века". 3. Сделать презентацию по развитию архивов и архивного дела в азиатских и афри-канских странах в период Нового времени (любая страна на выбор). 4. Дайте сравнительную характеристику развития архивов и архивного дела в Европе. Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Периодизация всеобщей истории архивов по Старостину; 2. Чем обусловлено появление прообразов архивов и архивных документов в древнем мире? 3. Дать характеристику дворцовых (царских) и гражданских архивов в государствах Древнего мира. 4. Основные черты, характерные для древних библиотек, их отличия от архивов. 5. Что являлось носителем информации в государствах Древнего мира? Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430 |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС представлен в приложении. Полный перечень оценочных средств размещен на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] | Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шульгина М. В. | Архивоведение: | ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал «Архивы России» - | www.rusarchives.ru | ||
Э2 | ссылки на сайты зарубежных архивов - | www.rusarchives.ru | ||
Э3 | Библиотеки и архивы Канады - | www.collectionscanada.gc.ca | ||
Э4 | Администрация национальных архивов и документации (National Archives and Records Administration) - | www.archives.gov | ||
Э5 | Национальный архив Великобритании (The National Archives of Great Britain) - | www.nationalarchives.gov.uk | ||
Э6 | Федеральный архив (Bundesarchiv - Federal Archives) | bundesarchiv.de | ||
Э7 | Курс в Moodle"Всеобщая история архивов" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории зарубежных архивов во взаимосвязи с всеобщей историей. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом. С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: * внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия; * найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; * продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; * продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей. Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с ис-пользованием ЭУМКД по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430 Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к зачету необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы. При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы. Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка. Устный зачет с оценкой проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |