МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоинформационные системы и технологии в гуманитарных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханвоа Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Геоинформационные системы и технологии в гуманитарных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины заключается в достижении понимании важности и универсальности геоинформационных систем и технологий в современном цифровом мире, овладении теоретическими положениями, основными понятиями, приемами и техниками, а также практическими навыками использования геоинформационных технологий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
ОПК-3 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ПК-23 способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные компьютерные технологии;
- роль и место геоинформационных систем и технологий в науке, образовании и практиках цифрового общества;
- аппаратные и программные средства использования геоинформационных технологий;
- суть и способы построения и развития геоинформационных систем;
- локальные и глобальные компьютерные сети, телекоммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбирать и оценивать программное обеспечение для создания и использования геоинформационных систем и технологий;
- использовать информационно-поисковые средства локальных и глобальных вычислительных и информационных сетей;
- использовать сетевые технологии и мультимедиа в образовании и науке;
- создавать атрибутивные базы данных для геоинформационных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы в современной программно-технической среде

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный раздел
1.1. Основы геоинформационных технологий Лекции 6 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.2. Основные геоинформационные системы Лекции 6 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Решение аналитических задач с использованием географических информационных систем Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.4. Решение аналитических задач с использованием географических информационных систем Практические 6 10 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.2
1.5. Применение данных дистанционного зондирования и систем спутникового позиционирования в геоинформационных системах Лекции 6 4 ОПК-3, ПК-23 Л1.1
1.6. Применение данных дистанционного зондирования и систем спутникового позиционирования в геоинформационных системах Практические 6 8 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.2
1.7. Проектирование геоинформационных систем, обзор современного программного обеспечения Лекции 6 4 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.2
1.8. Проектирование геоинформационных систем, обзор современного программного обеспечения Практические 6 12 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.2
1.9. Изучение литературы по курсу. Подготвока к итоговой аттестации Сам. работа 6 58 ОПК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры тестовых заданий:
1. Автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки пространственных и атрибутивных данных, основой интеграции которых служит географическая информация называется (геоинформационной системой).
2. Та часть информатики, которая имеет дело с пространственно привязанной информацией, называется (геоинформатикой)
3. На стыке истории, информатики и географии складывается такая междисциплинарная предметная область, как (историческая геоинформатика).
4. Карта, показывающая контуры природных и искусственных объектов на поверхности земли, называется (топографической).
5. Карта, содержание которой посвящено какой-либо конкретной теме, называется (тематической).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1 Что такое историческая география.
2 Что такое историческая картография.
3 Что такое картографический метод?
4 Равитие исторической географии в СССР/России.
5 Равитие исторической картографии в СССР/России.
6 Предпосылки повления геоинформатики.
7 Что такое геоинформатика?
8 Что такое историческая геоинформатика?
9 Пространственное представление истории образования населенных пунктов Алтайского края.
10 Методика и техника создания компьютерных карт внешней миграции на территорию Алтайского округа в 1889-1905 гг.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шошина К. В., Алешко Р. А. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование: учебное пособие, Ч. 1.: Архангельск: ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=312310
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях.: Алтайского ун-та, 2005 elibrary.asu.ru
Л2.2 отв. ред. вып. В. Н. Владимиров Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер" : Специальный выпуск : Материалы Междунар. науч. конф. "Геоинформационные системы и технологии в исторических исследованиях" Барнаул, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГИС-проекты в гуманитарных исследованиях dhumanities.ru
Э2 Общая характеристика ГИС poisk-ru.ru
Э3 Пространственный? анализ данных в исторических науках. Применение геоинформационных технологии? www.unn.ru
Э4 Mapping Resources. Three lists of resources relating to digital mapping anterotesis.com
Э5 Журнал «Историческая информатика». Архив номеров за 2012-2016 г. kleio.asu.ru
Э6 Журнал «Историческая информатика». Выпуски 2017-2018 гг. nbpublish.com
Э7 Курс в Moodle "Геоинформационные системы в гуманитарных исследованиях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель освоения дисциплины заключается в достижении понимании важности и универсальности геоинформационных систем и технологий в современном цифровом мире, овладении теоретическими положениями, основными понятиями, приемами и техниками, а также практическими навыками использования геоинформационных технологий.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития геоинформационных систем и технологий, их роли и место в науке, образовании и практиках цифрового общества, аппаратными и программными средствами использования геоинформационных технологий.
Дисциплина «Геоинформационные системы и технологии в гуманитарных исследованиях» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с изучением и сохранением историко-культурного наследия.
На основе изучения курса осуществляется формирование двух общепрофессиональных (ОПК-2, ОПК-3) и одной профессиональной (ПК-23) компетенций, связанных со способностью анализировать социально-экономические задачи и процессы, применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач и т.д.
Наиболее важным моментом в освоении курса является формирование понимания того обстоятельства, что современные геоинформационные системы и технологии приобрели абсолютно универсальное применение не только в науке, но и во всех отраслях современного цифрового общества. Поэтому навыки и умения работы с ними, основанные на базовых знаниях чрезвычайно важны не только сами по себе, но и для усвоения других средств создания цифровых ресурсов.
Следует также обратить внимание на разнообразие программного обеспечения и огромную вариативность его выбора. Если 15-20 лет назад программные пакеты создания геоинформационных систем стоили огромные деньги, то сегодня цены на них вполне приемлемы, более того, существует целый класс свободного программного обеспечения в области геоинформационных технология. Ряд программ этого класса не уступают по многим параметрам коммерческим пакетам.
Еще один базовый момент – это понимание основ создания геоинформационных систем. Следует усвоить, что любая ГИС основывается на сочетании двух видов данных, представленных, с одной стороны в географических файлах, которые обеспечивают послойное представление пространственной информации, с другой – атрибутивных данных, включая количественные, которые позволяют осуществлять пространственное моделирование на базе созданной ГИС.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. Следует также учитывать тот момент, что на выпускающей кафедре имеются многочисленные работы, связанные с внедрением геоинформационных систем и технологий в гуманитарные, особенно в исторические, исследования.
Отличным источником как для самостоятельной работы, так и для подготовки к практическим занятиям, а также написания письменных работ, служит журнал «Историческая информатика», в котором за 2012-2018 гг. опубликованы десятки работ, посвященных применению геоинформационных систем и технологий в исторических исследованиях.
При сдаче зачета необходимо продемонстрировать знание основ теории, а также практические наработки в области гуманитарной геоинформатики, созданные как у нас в стране, так и за рубежом. Это не только чисто исследовательские работы, но и многочисленные наборы карт, атласов, хранилища большого количества геоинформационных данных.