Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 32 | 32 | 32 | 32 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Знание и понимание форм сексуальных расстройств Знание о норме и патологии сексуального влечения Знание о различных методологиях изучения и классификации сексуальныз расстройств Знание способов психологического вмешательства при сексуальных расстройствах Знание о неблагоприятных факторах, обусловливающих развитие сексуальных расстройств |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-2 | готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - иметь представления о классификации сексуальных расстройств - знать о причинах развития сексуальных рассройств - иметь представление о мужских и женских сексуальных расстройствах - знать о психологических способах работы с сексуальными дисфункциями |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - уметь реализовать психологический анализ поведения при сексуальном расстройстве - уметь применить знания о факторах развития сексуальных расстройств в контексте психологического вмешательства - уметь применить знания о сексуальных дисфункциях в психологическом вмешательстве - уметь сопоставить факторы различной природы в возникновении и развитии сексуальных расстройств |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владеть методами диагностики сексуальных расстройств - владеть способами оценки поведения при сексуальном расстройстве - владеть способами написания отчета по результатам вмешательства при сексуальных расстройствах - владеть методами психологической оценки и диагностики в работе с сексуальными расстройствами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сексуальные расстройства: подходы, классификации | ||||||
1.1. | Понятие сексуального расстройства | Лекции | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Этиология сексуальных расстройств | Лекции | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Сексуальная функция как личностная ценность человека | Лекции | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Причины сексуальных расстройств | Лекции | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Понятие и подходы к изучению сексуальных перверсий | Лекции | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Сексуальные расстройства у мужчин | ||||||
2.1. | Сексуальное расстройство отсутствия или потери полового влечения | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Сексуальное расстройство нарушения эрекции | Практические | 10 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Мужская диспареуния. Причины, методы и цели психологического вмешательства | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Нарушения оргазма: оргазмическая ангедония, психогенное анэякуляторное расстройство, затруднённая эякуляция | Практические | 10 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Расстройство преждевременной эякуляции | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Психологические подходы к пониманию перверсий в мужской сексопатологии | Сам. работа | 10 | 3 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Сексуальные расстройства у женщин | ||||||
3.1. | Половая холодность (фригидность). Факторы возникновения, методы психологического вмешательства | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Функциональный болевой (алгический) синдром. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Вагинизм. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Нимфомания. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Мастурбация и онанизм у женщин | Сам. работа | 10 | 5 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Психологические подходы к пониманию перверсий в женской сексопатологии | Сам. работа | 10 | 5 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Парафилии: категории | Практические | 10 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Педофилия, культурно-исторический контекст | Практические | 10 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Фроттаж, Эксгибиционизм, Вуайеризм | Практические | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Трансвестизм, трансгендеризм | Практические | 10 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.11. | Садизм, Мазохизм: патология или альтернативная форма сексуальности | Практические | 10 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.12. | Рассмотрение категорий парафилий | Сам. работа | 10 | 5 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.13. | Культурно-исторический анализ педофилии как перверсии сексуального влечения | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.14. | Рассмотрение фроттажа, вуайеризма, эксгибицонизма | Сам. работа | 10 | 3 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.15. | Изучение трансвестизма и трансгендеризма | Сам. работа | 10 | 3 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.16. | Методы психологического вмешательства при сексуальных расстройствах | Сам. работа | 10 | 3 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.17. | Семья и проблемы сексуальной жизни | Сам. работа | 10 | 3 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Дать определение понятию сексуального расстройства 2. Сформулировать основные причины сексуальных расстройств. 3. Сформулировать психологические причины развития сексуальных расстройств 4. Определить существующие классификации и подходы к изучению сексуальных расстройств. 5. Определить причины и картину расстройства нарушения эрекции у мужчин. 6. Определить причины и картину диспареунии у мужчин. 7. Определить причины и картину оргазмической ангедонии у мужчин. 8. Сформулировать причины и картину психогенного анэякуляторного расстройства у мужчин. 9. Определить причны и формы затруднённой эякуляции у мужчин. 10. Объяснить синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи. 11. Дать определение понятию сексуальная перверсия. Назвать типы сексуальных перверсий. 12. Сформулировать причины и картину половой холодности (фригидности) у женщин. 13. Определить причины функционального болевого (алгического) синдрома. 14. Сформулировать факторы возникновения, методы психологического вмешательства при алгическом синдроме у женщин. 15. ОБъяснить основную симптоматику вагинизма у женщин. 16. Сформулировать факторы возникновения вагинизма у женщин. 17. Проанализиолвать картину симптомов при нимфомании. 18. Сформулировать возможные психологические факторы нимфомании. 19. Рассмотреть психологические факторы эректильной дисфункции. 20. Расстройства половой идентификации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Семья и проблемы сексуальной жизни. 2. Понятие сексуальной травмы. 3. Норма и сексуальное влечение. 4. Психологическое вмешательство при сексуальных расстройствах. 5. Сексуальные перверсии. Классификации, этиология. 6. Сексуальное влечение как компонент личности. 7. Факторы формирования гендерной идентичности. 8. Психологические факторы эректильной дисфункции. 9. Фетишистские склонности в поведении как норма и как патология. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ключко О.И. | Гендерная психология и педагогика: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2020 | Заменить ссылку на: https://biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6 |
Л1.2 | Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. | ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Я-КОНЦЕПЦИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ключко О. И. | Гендерный подход в социальном познании и образовании: Научные монографии | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме. На практических занятиях по предмету «Клиническая психология сексуальных растройств» рассматриваются концепции и представления о норме и патологии сексуального поведения, вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при сексуальных расстройствах. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков понимания особенностей сексуальных расстройств, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений. На практических занятиях, посвященных рассмотрению концепций сексуальных расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений. На практических занятиях, посвященных анализу патологического сексуального поведения студентам предлагается провести анализ отдельных симптомов и признаков сексуального поведения. К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы. |