МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные, муниципальные и ведомственные архивы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Государственные, муниципальные и ведомственные архивы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубленное и комплексное представление о деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов Российской Федерации, об их взаимодействии для решения задач концентрации, сохранения и использования документов Архивного фонда РФ (АФ РФ) и о проблемах, возникающих в процессе этого взаимодействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владение базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методические основы организации и деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов и служб архивного хранения документов в организациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.архивной работы; знаниями организации и деятельности государственных, ведомственных и муниципальных архивов России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Условия формирования отечественного Архивного фонда в 1918-1980-е гг.
1.1. Условия формирования отечественного Архивного фонда в 1918-1958 гг. Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
1.2. Централизация управления архивным делом в общесоюзном масштабе (1938 г.). Образование Государственного архивного фонда (ГАФ) СССР. Архивное строительство в СССР в 60-80-е гг. XX в. Практические 7 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
1.3. Создание Архивного фонда Российской Федерации и органов управления им. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
1.4. Архивы России в период реформ (1992-2004 гг.).Архивный фонд Российской Федерации (АФ РФ) Практические 7 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
1.5. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 7 10 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. 2. Архивная система России на современном этапе.
2.1. Система архивных учреждений. Органы управления архивным делом. Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
2.2. Современная система архивных учреждений России Практические 7 4 ОПК-3 Л1.2
2.3. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 7 10 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. 3. Государственные архивы.
3.1. Государственный архив. Виды государственных архивов. Правовая база деятельности государственного архива. Лекции 7 4 ОПК-3 Л1.2
3.2. Федеральные государственные архивы РФ: РГАДА, ГАРФ, РГИА, РГАЭ, РГАНТД, РГАФД, РГАКФД, РГВИА, РГАВМФ, РГВА, РГАЛИ, РГАСПИ, РГАНИ. История создания, состав фондов, направления деятельности, специализация. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.3. Информационная безопасность архивов РФ. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.2
3.4. Государственные архивы субъектов РФ. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.2
3.5. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 7 12 ОПК-3 Л1.2
Раздел 4. 4. Муниципальные архивы.
4.1. Правовая база деятельности муниципальных архивов в России. Статус и особенности муниципального архива. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
4.2. Архивный отдел администрации г. Барнаула. История и современное состояние. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.2
4.3. Особенности комплектования муниципальных архивов. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.2
4.4. Современное состояние муниципальных архивов России. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.2
4.5. Муниципальные архивы Алтайского края. История, состав и содержание фондов. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.2
4.6. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 7 10 ОПК-3 Л1.2
Раздел 5. 5. Ведомственные архивы.
5.1. Виды ведомственных архивов. Основные направления деятельности, правовая база и статус ведомственных архивов на современном этапе. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
5.2. Основные задачи и функции архива. Права архива. Ответственность архива. Организация работы архива. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.2
5.3. Организация хранения документов АФ РФ в архивах организаций. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.2
5.4. Особенности использования документов ведомственных архивов. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.2
5.5. Ведомственные архивы России на современном этапе. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.2
5.6. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 7 12 ОПК-3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Архив как государственное учреждение. Многозначность понятия «архив». Понятие «государственный архив».
2. Архивный фонд РФ как многоуровневая информационная система. Понятие «Ар-хивный фонд Российской Федерации». Современные проблемы хранения и использо-вания ресурсов АФ РФ.
3. Система архивных учреждений. Органы управления архивным делом на современ-ном этапе.
4. Федеральное архивное агентство России (Росархив). Основные направления дея-тельности.
5. Сеть федеральных государственных архивов России, их место в системе Росархива. Постановление Правительства РФ «О федеральных государственных архивах» (1999 г.). Виды государственных архивов: общие и специализированные, комплектующиеся и некомплектующиеся (исторические).
6. Федеральные государственные архивы России. Состав и содержание фондов. Ос-новные направления деятельности.
7. Правовая база деятельности государственного архива. Организация работы архива. Управление архивом.
8. Понятие «ведомственный архив». Основные виды ведомственных архивов, их зада-чи и функции. Понятие «отраслевой архивный фонд». Понятие «архив организации».
9. Общие черты и различия между государственными и ведомственными архивами.
10. Организация и фондирование документов АФ РФ.
11. Понятие обеспечения сохранности документов. Создание оптимальных условий хранения документов, режимы хранения документов в государственных архивах.
12. Проверка наличия и состояния документов в государственном архиве.
13. Учет документов в государственном архиве: определение, правовые основы, ос-новные единицы учета документов.
14. Система учетных документов государственного архива, их целевое назначение и требование к ведению. Основные и вспомогательные учетные документы архива.
15. Понятие и правовые основы комплектования государственного архива. Источники комплектования архива.
16. Экспертиза ценности документов. Принципы и критерии ценности документов. Система экспертных органов.
17. Организационно-методическое руководство и контроль за работой архивов организаций и организацией документов в делопроизводстве.
18. Система научно-справочного аппарата к документам государственного архива.
19. Комплектование ведомственных архивов. Понятие комплектования архива организации. Источники комплектования.
20. Учет документов в архиве организации. Общие требования к учету документов. Система учетных документов.
21. Организация работы ведомственного архива. Создание архива организации. Пла-нирование работы и отчетность.
22. Порядок передачи документов в архив на постоянное хранение.
23. Обеспечение информационной безопасности архива.
24. Муниципальные архивы: основные понятия, нормативно-методическая основа деятельности, основные направления деятельности.


Примерные тестовые задания6
1. Выберите один правильный ответ:
Управление архивным делом в муниципальных образованиях согласно ФЗ № 125 "Об архивном деле РФ" осуществляет:
а) Росархив
б) глава муниципального образования
с) орган местного самоуправления
2. Верно ли, что ведомственные архивы не входят в систему архивных учреждений Росархива?
Да Нет
3. Дайте определение терминам:
Экспертиза ценности документов
Уникальный документ
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=316

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие «особо ценный» и «уникальный» документ».Деятельность государствен-ных архивов по созданию страхового фонда. Центр хранения страхового фонда РФ (г. Ялуторовск).
2. РГАДА. История создания, состав фондов, направления деятельно-сти, специализа-ция.
3. РГИА. История создания, состав фондов, направления деятельности, специализация.
4. ГАРФ. История создания, состав фондов, направления деятельности, специализация.
5. РГАЭ. История создания, состав фондов, направления деятельности, специализация.
6. РГАНТД как головной методический и научный центр, организую-щий хранение НТД на федеральном уровне: структура, состав, направления деятельности, источники комплектования.
7. РГВИА, РГВА, РГАВМФ. История, состав фондов и основные направления дея-тельности.
8. РГАСПИ, РГАНИ. История, состав фондов и основные направления деятельности государственных архивов, образованных на базе бывшего партийного фонда СССР.
9. Применение информационных технологий в работе государственных архивов РФ: сферы применения, способы и результаты.
10. Основные принципиальные изменения в архивном деле и в архивной отрасли в 1990-е гг.
11. Организация использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов в архиве.
12. Архивный фонд Алтайского края. История создания, состав, современное состоя-ние.
13. Управление архивным делом в Алтайском крае.
14. Федеральное архивное агентство России (Росархив): история создания архивной службы России, роль Росархива в осуществлении государственной политики в области архивного дела РФ.
15. Проблемы доступа к документам Архивного фонда РФ.
16. Преемственность в работе делопроизводственных служб и архивов.
17. Современная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность ведом-ственных архивов в РФ.
18. Перспективы развития ведомственных архивов в РФ.
19. Архив Президента Российской Федерации (АП РФ): история, состав фондов, пра-вовая база и основные направления деятельности архива.
20. Международная деятельность Росархива.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении. ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=316

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Щетинина А.С. Источники по российской истории в государственных, муниципальных и ведомственных архивах Российской Федерации: , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э2 Архивная служба Новосибирской области www.sibarchives.ru
Э3 Официальный сайт Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э4 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э5 Курс в Moodle "Государственные, муниципальные и ведомственные архивы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение актуальных вопросов организации работы государственных, муниципальных и ведомственных архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лек-ционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=316
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к зачету необходимо вы-полнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Устный зачет проводится по билетам, каждый билет включает один вопрос по темам из разделов курса. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.